Автор: Никита Диденко
На минувшей неделе на заседании Пермской городской думы депутаты в первом чтении рассмотрели вопрос о повышении тарифа на проезд в общественном транспорте с 1 февраля 2020 года. Несмотря на длительную дискуссию и обширное освещение в СМИ, у большинства жителей Перми осталось множество вопросов, касающихся изменения стоимости проезда в транспорте.
В связи с этим депутаты провели пресс-конференцию, на которой подробно рассказали о том, на какой стадии сейчас находится транспортная реформа, готовы ли к ней горожане и городские власти, а также какие шаги необходимо предпринять, чтобы транспорт удовлетворял пермяков и гостей краевой столицы.
Вице-спикер Пермской городской думы Дмитрий Малютин во вступительном слове заявил, что текущий созыв гордумы комплексно подходит к вопросу транспортной реформы.
«С начала года мы активно обсуждаем вопрос со специалистами администрации. Провели опрос населения, получили около полутора тысяч предложений и вопросов. Треть была внедрена, и уже сегодня эти вопросы учтены. Остальные замечания еще находятся в процессе обсуждения и согласования. На последнем пленарном заседании долго рассматривалась тема транспортной реформы. Было задано порядка 80 вопросов от депутатов Пермской городской думы. И это значит, что имеется много нерешенных и волнующих население вопросов», – рассказал г-н Малютин.
Депутат Вероника Куликова подчеркнула, что изменения качества услуг общественного транспорта назрели давно. Но, по ее словам, прежде чем поднимать тариф на проезд, необходимо убедиться, что обещания горожанам в части улучшения работы транспорта будут исполнены. Однако факты говорят об обратном.
«Чтобы заходить в серьезную транспортную реформу, должна быть проработана квалифицированными специалистами дорожная карта, основанная на реалиях. Следовало провести исследования, подсчеты по пассажиропотоку и т.д., всего этого сделано не было. Тем не менее администрация сломя голову запустила транспортный эксперимент, результаты которого показывают, что, к сожалению, у нас сильно страдает контрольная функция. Администрация Перми не может проконтролировать исполнение договоров перевозчиков даже на пилотном проекте и показать, что те расчеты и подходы, которые были ими обозначены на старте реформы, действительно отработаны, эффективны и реальны. К сожалению, сегодня мы этого не видим», – рассказала г-жа Куликова.
Александр Филиппов пояснил нюансы предстоящей реформы. В их числе – переход перевозчиков на новые отношения с муниципалитетом.
«В дальнейшем перевозчик будет выигрывать не право работать на маршруте, а получать на аукционе некий объем транспортной работы, которую должен выполнить и получить за это гарантированную плату из бюджета. Соответственно все, что горожане заплатят за проезд, поступит в бюджет. Но перевозчик формально отношений к этим деньгам не имеет».
Депутат отметил также, что в дальнейшем в общественном транспорте должна быть установлена единая автоматизированная система учета пассажиропотока (АСУП). «Эта система должна управляться и администрироваться муниципалитетом. Она не должна быть в собственности у перевозчика, как сегодня, на более чем половине маршрутов. Но все понимают, что когда перевозчики сами считают и контролируют, есть серьезное поле для злоупотреблений и сомнения в корректности данных».
Помимо АСУП в транспорте появится система видеонаблюдения и датчики оценки пассажиропотока. «Действующие контракты заканчиваются в середине июля 2020 года. До этого в городе будут работать маршруты, на которых функционирует еще старая система. Поднимая стоимость тарифа практически на 30%, эти маршруты получат достаточно серьезную прибавку к доходной части. Депутаты обратились к экспертам Пермской ТПП, и те подсчитали, что средний экономически обоснованный тариф в автобусе составляет 23 рубля. Соответственно, возникает вопрос, зачем поднимать тариф до 26 рублей именно сейчас? Поэтому на сегодняшний день решение об изменении тарифа еще не принято», – рассказал депутат Александр Филиппов.
Депутат Пермской городской думы Арсен Болквадзе высказал обеспокоенность относительно качества услуг, которое получат пассажиры после повышение стоимости проезда. По его словам, если произойдет хоть один случай, где пассажира высадят из транспорта ввиду отсутствия в автобусе возможности оплаты проезда по безналу, весь негатив будет адресован городской власти. Арсен Болквадзе отметил, что в Перми на сегодняшний день самый низкий тариф из всех городов-миллионников.
«У нас нет цели загнать отрасль в полное безденежье, но в то же время нам следует понимать, что если мы принимаем решение о повышении стоимости проезда, должно быть и понимание прозрачности, как и куда идут деньги. Как бы ни было парадоксально, но при увеличении стоимости проезда возрастают и компенсации из бюджета, например, за льготников».
Депутат Сергей Богуславский отметил, что сегодня в Перми работают порядка 700 автобусов, и только около 100 из них являются полностью новыми.
«То повышение, которое сейчас предполагается, связано с отложенной инфляцией. На протяжении четырех лет тариф не повышался. Но главная причина повышения стоимости проезда, конечно, – улучшение состояния системы общественного транспорта», – пояснил г- Богуславский.
Он также отметил, что отложенное решение относительно повышения тарифа до февраля позволит городской администрации проработать дополнительные вопросы и определиться с алгоритмами действий в отношении формирования нового качества инфраструктуры». В заключение пресс-конференции Дмитрий Малютин подчеркнул, что такого комплексного обсуждения транспортной реформы в Перми не было никогда.