Автор: Кристина Суворова
Комиссия Пермского УФАС России приступила к рассмотрению жалобы АО «Уралтрансмаш» на аукцион по поставке трамваев, объявленный городской администрацией. Мэрия Перми закупает полностью низкозольные трамваи: восемь односекционных и один трехсекционный восьмиосный вагон с возможностью двустороннего движения.
Заявитель указал, что описание объекта закупки полностью соответствуют трамваям только одного производителя на территории Таможенного союза – ООО «ПК «Транспортные системы». «Если объявили бы две самостоятельные закупки, то в аукционе на поставку односекционных трамваев могли бы участвовать еще и мы, а во втором, по трехсекционному вагону, – ЗАО «Штадлер» из Минска», – пояснил представитель компании «Уралтрансмаш». По его словам, уральское предприятие не производит трехсекционных восьмиосных трамваев (только шестиосные), а минский завод не выпускает односекционных вагонов.
Представитель «Уралтрансмаша» также отметил, что закон предписывает формулировать аукционную документацию, не допуская неточностей и разночтений. Что касается спорной закупки, от ее потенциальных участников поступили два запроса, требующие разъяснений. В одном речь шла о характеристике товара: поставлено условие, что транспорт должен быть не ранее 2019 года выпуска и вместе с тем допускается возможность поставки трамваев, не бывших в коммерческой эксплуатации. «Здесь есть противоречие, и разъяснением, опубликованным на сайте госзакупок, оно не устранено», – считает представитель заявителя. «Второй запрос касался сроков поставки. В документации указано, что первые два трамвая должны быть поставлены до 15 декабря. При этом на проверку качества отводится 45 дней, и только после предполагается подписать акт приема-передачи, которым фиксируется момент поставки», – добавил он.
Власти Перми нацелены на обновление трамвайных путей и подвижного состава по программе ВЭБ.РФЗаявитель также подчеркнул, что при объединении нескольких предметов закупки в один лот необходимо обосновать, что они фунцкционально и технически взаимосвязаны. «В данном случае этого не сделано. Трамваи могут функционировать независимо друг от друга», – сказал он.
Представитель администрации Перми с доводами не согласился. «Трамваи относятся к одному виду продукции по классификации ОКПД, конструктивно схожи и используются для одной и той же цели и имеют одинаковую специфику работы. А следуя вашей логике, нужно закупать каждый вагон отдельно, так как они ездят независимо друг от друга», – парировал он. Юрист отметил, что закон о защите конкуренции не обязывает при формировании документации о закупке учитывать интересы всех потенциальных поставщиков, а «Уралтрансмаш» является коммерческой организацией, которая осуществляет деятельность на свой страх и риск.
Ответчики также пояснили, что 15 декабря, по условиям закупки, фиксируется факт «предъявления» товара, что уже является исполнением обязательств поставщика, а затем начинается следующий этап – приемка транспорта. Администрация не видит противоречий и в требовании к «возрасту» трамваев. «Общее условие – транспорт должен быть произведен не позднее 2019 года, но допускается поставка двух единиц 2018 года, не бывших в коммерческой эксплуатации», – прокомментировал предстваитель.
Представители мэрии также рассказали, что при обосновании начальной цены закупки проведен запрос коммерческих предложений. По односекционным трамваям их поступило четыре, в том числе от «Уралтрансмаша», а по трехсекционным – три.
Заявитель попросил уточнить, есть ли коммерческие предложения о поставке сразу двух типов трамваев. Оппоненты ответили, что таких поступило три, в том числе от «ПК «Транспортные системы» и ЗАО «Штадлер». Комиссия УФАС ознакомилась с коммерческими предложениями, после чего заместитель руководителя УФАС России Ольга Андрианова поинтересовалась, знакома ли заявителю компания «ТрамРус» (см. справку). Тот ответил утвердительно, заметив, что названная организация не является производителем трамваев.
ООО «ТрамРус» – совместное предприятие компаний «Трансмашхолдинг» и «Альстом», которое реализует проект по созданию в России низкопольного трамвая. Располагается в Санкт-Петербурге.
Представитель мэрии обратил внимание, что из аукционной документации не следует, что оба типа трамвая должны быть одного производителя. «К примеру, к поставке можно предложить односекционные трамваи «Уралтрансмаша» и трехсекционные – «Штадлера», – заявил он.
– Каким образом, вы полагаете, заявитель может реализовать свое право на участие в закупке? Купить трамвай в Белоруссии? – спросила Ольга Андрианова.
– Мы вообще, если честно, не совсем понимаем доводы заявителя, – ответил представитель администрации. – Что он предлагает сделать? Изменить технические требования, чтобы больше производителей и поставщиков смогли участвовать в аукционе? Разбить закупку на два лота? Полагаем, что права никоим образом не нарушены, – подчеркнул он.
Комиссия УФАС огласит решение по жалобе 15 ноября. Сегодня также истекает срок подачи заявок на участие в аукционе. По данным на вчерашний день, их было две, итоговое число еще не озвучено.
Начальная (максимальная) цена закупки составляет 462,333 млн рублей. В том числе трамвай с двусторонним ходом – 108,333 млн рублей, и восемь одинарных вагонов, вмещающих от 110 пассажиров, по цене до 44,25 млн рублей за штуку. Транспорт должен быть низкопольным и оснащен дополнительным оборудованием, среди которого система кондиционирования, а также наружный видеоконтроль за зоной посадки и высадки.
В жалобе заявитель указывает в качестве соответствующих требованиям аукциона свою модель односекционного трамвая 71-415 и трехсекционный вагон из Минска Stadler B85600M «Чижик», а также трамваи производства «ПК «Транспортные системы» – большой под названием «Лев» (71-934) и одинарный «Львенок» (71-911ЕМ). Последняя модель протестирована «Пермгорэлектротрансом» в 2018 году. По итогам сообщалось, что предприятие положительно оценило плавный ход по трамвайным путям, удобство перевозки и технического обслуживания.