Автор: Даниил Сенин
В Пермской городской думе состоялось заседание комитета по вопросам градостроительства, планирования и развития территории. Одним из основных вопросов стало рассмотрение резонансного проекта о сотрудничестве между застройщиками и муниципалитетом для развития социальной инфраструктуры.
Суть сводится к тому, что застройщик, осуществляющий строительство и не укладывающийся в изначальный регламент или намеренно желающий выйти за его границы – для увеличения этажности или количества квартир в жилом комплексе – может добровольно заняться развитием муниципальной социальной инфраструктуры. Вариантов такого сотрудничества два:
1.Самостоятельное строительство социальных объектов, таких как школы или детские сады.
2. Перечисление денег в бюджет Перми в размере 3951 рубль за квадратный метр от общей площади квартир.
«Мы ставим перед собой цель создать открытые, понятные и равные для всех инвесторов условия, подчёркиваю, добровольного участия в софинансировании развития сети социальной инфраструктуры города Перми. Мы создаём условия для добровольного и самостоятельного принятия решения инвесторам-застройщикам на стадии, когда он рассматривает возможность строительства того или иного объекта, рассчитать – либо он строит исключительно в рамках регламента, либо его возможности и потребности позволяют ему построить больше, и он готов участвовать в развитии сети социальной инфраструктуры города», – объясняет идею Ольга Немирова, заместитель главы администрации города Перми.
Прозвучали подробности того, каким образом будет производиться денежный взнос. Можно использовать эскроу-счета: 20% от всей суммы необходимо внести не позднее трёх месяцев со дня внесении изменений в правила землепользования и застройки, оставшуюся часть – после ввода дома в эксплуатацию.
Если же застройщик решил строить школу или детсад самостоятельно, то на его плечи ложится разработка документации по планировке территории, разработка проектной документации, проведение экспертизы, получение разрешения на строительство и после этого передача как самого объекта, так и земельного участка в муниципальную собственность.
На этом этапе вопросы возникли у представителей прокуратуры. Если постройка и сдача в муниципальную собственность, а также дальнейшее целевое использование укладывается в логику проекта, то к финансированию остаются вопросы. «Градостроительная политика преследует целью соблюдение баланса между интересами жителей и застройщика. В данном случае мы наблюдаем его несоблюдение», – отмечает представитель прокуратуры. В прокуратуре полагают, что нельзя привлекать средства безотносительно конкретной территории города. Иначе оно будет являться нецелевым.
Депутаты усомнились в добровольности предлагаемых условий сотрудничества. «На мой взгляд, совершенно очевидно, что нельзя говорить о добровольности, если речь идет о сделке. Докладчик очень подробно рассказала о процедуре, о том, не позднее какого срока застройщик должен внести деньги и что произойдет, если он этого не сделает. Поэтому я немножко удивлён, что представитель администрации говорит о какой-то добровольности», – отметил депутат думы Александр Филиппов.
Ольга Немирова не согласилась с доводами, указав, что строить по регламентам или входить в историю с возведением социальных объектов – решение целиком и полностью застройщика.
Ещё одной статьей проекта, вызвавшей вопросы, стала корреляция между снижением закладываемых в бюджет города средств на социальную инфраструктуру в 2021-2022 годах и принятием решения отдавать её развитие на импровизированный фриланс застройщиков. «Деньги, которые внесут застройщики, будут увеличивать доходную часть или просто снимать нагрузку с бюджета?» – спросил депутат Владимир Молоковских.
Представитель администрации пояснила, что когда застройщик направляет денежные средства на развитие социальной инфраструктуры, поток перераспределяется согласно программе комплексного развития сети социальных учреждений, в которой есть недофинансированные или вовсе не финансированные мероприятия.
Представитель Пермской ассоциации строителей Анна Черепанова выразила обеспокоенность возможным изменением правил игры: «Какие у застройщика гарантии, что после предоставления пожертвования на следующий день администрация не инициирует внесение изменений в ПЗЗ и приведение зоны в прежнее состояние? Каковы гарантии, что всё это сохранится на тот период, пока он осуществляет подготовку документации и получает разрешение на строительство?». «Гарантией застройщика в этом случае является сама процедура внесения изменений в ПЗЗ», – парировала Ольга Немирова.
Отдельно остановились и на интересах покупателей будущей недвижимости: ведь по факту потребитель становится участником благотворительности застройщика. Перекладывая ответственность за социальную инфраструктуру на застройщика, по мнению Анны Черепановой, администрация перекладывает её и на конечного потребителя, покупающего квартиру, для которого участие девелопера в благотворительности станет косвенным налогом. Вопрос назвали не входящим в компетенцию исполнительной власти, поэтому ответ на него не прозвучал.
По итогам обсуждения при одном голосе против проект был рекомендован к рассмотрению на пленарном заседании 19 ноября.
Застройщики критикуют проект социальных выплат в бюджет Перми. Им видится несправедливой ситуация, когда они должны вносить отчисления за квадратные метры с площади всех жилых квартир в возводимом доме, а не только тех, которые идут свыше разрешенного регламента. Эксперты прогнозируют, что дополнительную социальную нагрузку девелоперы переложат на конечного потребителя, закладывая эту дополнительную финансовую нагрузку в стоимость недвижимости. В сентябре специалисты Российского Союза инженеров-сметчиков произвели расчёты, которые показали, что в среднем цена продажи квадратного метра в новостройке Перми превышает себестоимость строительства всего на 4 тыс. рублей. При такой низкой рентабельности дополнительные расходы на возведение социальных объектов, почти совпадающие с суммой дохода, могут привести к уходу некоторых компаний из региона.
Заключение соглашения между застройщиком и городом рассмотрят на заседании Пермской думы