Автор: Даниил Сенин
26 ноября прошла масштабная встреча застройщиков и представителей агентств недвижимости региона, на которой обсуждали регламент взаимодействия между клиентами, риелторами и девелоперами. Документ имеет пять частей с приложением. Он призван в том числе контролировать объем услуг и разрешать споры, возникающих при дележе комиссии от продажи квартир.
«26 ноября – точка отсчета качественной работы между клиентом, застройщиком и агентством недвижимости. С 2016 года начали разрабатывать регламент, чтобы наши взаимоотношения были максимально прозрачны, понятны и честны для всего рынка», – открыла встречу представительница «Ост-Дизайн» Юлия Иремадзе.
Сначала регламент 2016 года существовал как набор негласных договоренностей, через год появилась идея зафиксировать все пункты на бумаге и придать им легальный вес. Документ 2019 года стал логичным завершением этого процесса. Разработчики документа видят основной его целью фиксацию свода правил, которые будут регламентировать взаимоотношения между застройщиками и агентствами недвижимости, а также между агентствами недвижимости и клиентами.
Встреча носила также характер своеобразных публичных слушаний, зал был полон, и порой участники в выражениях не стеснялись.
Одной из самых обсуждаемых стала тема использования риэлторами бренда компаний-девелоперов. «Мы все понимаем, что когда риелтор представляется застройщиком– это неправильно. Агентство недвижимости имеет свой бренд, не стесняйтесь, используйте его», – сказал Алексей Терентьев, руководитель отдела продаж «Девелопмент-Юг».
«Агентствам недвижимости запрещено имитировать Застройщика различными способами», – гласит пункт 2.8 Регламента, что подразумевает обязательное присутствие символики агентства недвижимости на любой рекламной продукции – причем наглядной и хорошо видимой.
Санкции за нарушения регламента предполагают три степени, максимальная – отказ от работы с агентством недвижимости.
Еще одним камнем преткновения стали страницы лэндинга и другие сайты, продвигающие недвижимость застройщика. Часто встречаются ситуации, когда агентство полностью копирует сайт застройщика – от цветовой гаммы до меню навигации. «Абсолютно все скопировано – каждая картинка, каждый прием, каждая анимация. Единственное, что изменено, – контакты. Такого быть не должно хотя бы потому, что это просто-напросто нарушение авторских прав», – отметила маркетолог компании «Девелопмент-Юг».
Регламент запрещает использование контекстной рекламы в Яндекс.Директ и Google.Ads по запросам с названиями застройщиков и их объектов. Свои бренды использовать риэлторам не запрещается и даже приветствуется.
Эти предложения вызывали первую волну возмущения зала. «Мы не клонируем сайты, мы используем брендовые цвета застройщика – это факт. Таким образом к нам и попадают потенциальные клиенты, и приоритетная задача риэлтора – показать потребителям плюсы застройщика», – не согласился со спикерами представитель магазина квартир «КОТ».
«Агентствам недвижимости запрещено имитировать застройщика различными способами», – из проекта регламента.
«Вы говорите, мол, в контекстной рекламе на первое место выходит агентство, а не застройщик, поэтому запрещаете ее использовать. А что дальше? Если на телевидении на первое место выйдем – тоже запретить? А если на радио?..», – раздался глас недовольный из массы собравшихся.
Застройщики были миролюбивы, но от идеи не отступились. «Делайте вы этот лэндинг, не проблема. Просто пишите название своей организации, и все», – ответил Алексей Терентьев.
Но правила созданы не только для агентств, но и для застройщиков – этому посвящен отдельный раздел регламента. Среди обязательств девелопера: способствование обучению сотрудников агентств недвижимости, предоставление актуальной информации об объектах продажи и необходимых рекламных материалов, единая цена реализации с учетом акций, скидок и прочего, а также информирование партнеров-риелторов относительно обновления прайсов.
«Наша цель – формирование спроса у агентств недвижимости на продаваемые объекты застройщика. Важно коммуницировать – необходим взаимный обмен данными, обсуждение вопросов по взаимодействию, решение спорных вопросов, обратная связь. Все это очень нужно нашему сообществу», – сказала Марина Беляева, руководитель отдела маркетинга «УралДомСтрой».
Четвертый раздел регламента стал подробным описанием этапов оказания риэлтерской услуги. По условиям документа, агентство обязано отчитываться о контакте с клиентом не реже одного раза в месяц, а в идеале – каждые две недели. Застройщик отныне вправе закреплять клиента за риелтором только в случае выполнения требуемого объема работ, который подтверждается чек-листом. «Если анкета по клиенту от вас получена, но в течение 30 дней вы по ней ничего не делаете, и в этот же период приходит аналогичная анкета по тому же клиенту от ваших коллег, то, простите, приоритет будет отдан другим», – рассказывает Марина Беляева. Срок в 30 дней по регламенту варьируется в промежутке от 30 дней до 3 месяцев, в зависимости от схемы работы застройщика.
Добровольно и принудительно. Комитет думы поддержал идею социальных выплат застройщикамиВ то же время, если клиент по каким-то причинам в период его закрепления за агентством выходит напрямую к застройщику, последний уведомляет об этом риелтора и способствует проведению сделки с участием агентства.
Дележка потенциальных заработков снова вызывала эмоции. «Бывает, что происходят следующее – застройщики предлагают клиентам скидку за счет вознаграждения риелтора. Можем ли мы прописать в регламенте, чтобы таких ситуаций не было?» – спросила представитель агентства недвижимости «Этажи» Варвара Тарасова.
По залу пронесся дружный гвалт, даже аплодисменты, явно говорящие о том, что была затронута актуальная для риэлторов тема. На вопрос не ответили, но отшутились неплохо:
«В Тюмени застройщики создали свое агентство, риелторы стали ненужны».
– Сейчас ответим на этот вопрос?
– А кто ответит-то? Пусть отвечает тот, кто виноват! – такой диалог возник между представителями «Девелопмент-Юг» и «Ост-Дизайн».
Последний раздел нового регламента отведен под санкции при нарушении регламента. Помимо ситуаций, уже описанных в документе, к нарушениям партнерских отношений отнесли также расплывчатые формулировки о скидках. Теперь фраза «Скидки на все новостройки от 150 тыс. рублей» – неправильна и требует точных указаний как по сумме, так и по объекту, для которого она предоставляется. Также нарушением считается снижение стоимости объекта за счет частичного возврата комиссионного вознаграждения, а также не согласованные с застройщиком акции, бонусы или подарки.
Санкции предполагают три степени. При первом факте – предупреждение с требованием за три дня устранить все нарушения регламента. При втором – снижение или невыплата комиссии, процент уменьшения и срок действия санкции устанавливает застройщик. При третьем – остановка сотрудничества с агентством недвижимости на неопределенный срок.
Разговор про санкции вновь привел к волнениям среди риелторов. «Я правильно понимаю, что регламент уже можно считать принятым? То есть нас просто ласково поставили перед фактом: ребята, держите. Согласны – не согласны, ну да ладно, – выступал представитель магазина квартир «КОТ». – Если мы говорим о партнерских отношениях, почему тогда только одна сторона собралась, приняла решение и поставила остальных перед фактом?»
Здесь застройщикам было что ответить, и они сами признались, что ждали этого вопроса. По их словам встречи относительно регламента проводились неоднократно, разработка ведется почти три года. Те агентства недвижимости, которые хотели принять участие в процессе создания регламента, сделали это.
«По всей России идет тенденция к уменьшению сделок, совершаемых агентствами, в пользу застройщиков. Потому что последние сами научились продавать, а риэлторам остается заниматься только вторичкой. Моя позиция: если вы продаете наши объекты, то будьте добры – играйте по тем правилам, которые обозначаем мы, – считает основатель агентства недвижимости «Новые дома». – В Перми застройщики создали для риэлторов регламент. А в Тюмени знаете, что сделали? Они организовали свое большое агентство недвижимости и сказали – мы больше не будем риелторам платить. В Перми по такому пути никто не пошел. Условия, которые мы ставим, создают ситуацию равной конкуренции».
На этом и поставили точку. Но в будущем авторы регламента планируют новые заседания рабочей группы, а также говорят о создании специальной комиссии по разрешению конфликтов между участниками процесса продаж недвижимости в регионе.
Губернатору представили проектные решения по строительству нового здания ГУ МВД