Автор: Кристина Суворова
Городской департамент транспорта представил перевозчикам свое видение того, как объединить маршруты в лоты при проведении аукционов. Всего предложено 26 лотов (см. справку). «Они достаточно разные по объему: количество машин, необходимых для работы по контракту, варьируется от 10 до 57. Маршруты объединены по территориальному принципу и по классам транспортных средств», – пояснил в разговоре с Business Class начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин. Он отметил, что сейчас определена средняя стоимость километра пробега, но перед проведением закупок цена каждого лота будет рассчитываться отдельно.
Относительно стоимости транспортной работы у мэрии и перевозчиков не раз возникали разногласия. Предприниматели доказывают, что при существующем уровне расходов цена должна быть больше, чем посчитал департамент транспорта. На форуме «Бизнес зовет» Пермская торгово-промышленная палата (ТПП) представила свой расчет начальной стоимости автокилометра. Данные администрации оказались значительно ниже, чем у экспертов. По автобусам большого класса – соответственно 109,88 руб. и 145,8 руб., среднего – 75,67 руб. и 123,27 руб., малого – 63,4 руб. и 407,34 руб.
Как выяснил «bc», самый объемный лот (57 автобусов) включает в себя закамские маршруты – №15, 20, 60. Микрорайон Крохалева будут обслуживать 50 машин (направления №45, 50, 62, 63). В еще один объемный контракт (48 автобусов) объединены три маршрута Орджоникидзевского района – №18, 53, 73.
Самый маленький лот (9 машин) включает два автобуса: №22 «Васильевка – ПВИ» и №23 «Банная гора – д. Голованово». Десять транспортных средств нужно будет, чтобы обслуживать, например, кольцевой маршрут м/р Ива – ул. Грачева. Причем на небольших лотах требуются автобусы малой вместимости, а на наиболее крупных – большая техника.
Обоснование расчетов представил директор департамента экономических, финансовых и бухгалтерских экспертиз Пермской ТПП Дмитрий Орлов. По его словам, расхождения в значительной степени объясняются разницей таких показателей, как планируемый пробег и часы работы транспортных средств. В ТПП рассчитывали эти величины, когда в октябре проводили экспертизу тарифа на проезд, и получили результаты, отличающиеся от тех, что применяет администрация. Кроме того, как рассказал Дмитрий Орлов, выявлены расхождения в оценках стоимости автобусов. По данным ТПП, машина среднего класса стоит более 7 млн руб., а в расчетах администрации – 3,6 млн руб. По технике малого класса – 2,7 млн руб. и 1,5 млн руб. соответственно.
В качестве «особого мнения» эксперт выразил сомнения в адекватности уровня рентабельности контрактов. «На наш взгляд, он не может быть 4,8%, а после 2022 года – даже 9,6%, поэтому деятельность, связанная с пассажирскими перевозками, имеет повышенный риск. Предпринимателям должно быть интересно с финансовой точки зрения заниматься этим бизнесом. На сегодняшний день банковские ставки по депозитам составляют 6-7%, и, по большому счету, для перевозчиков может быть выгоднее открыть вклад, а не заниматься рискованным делом», – считает Дмитрий Орлов.
Результаты экспертизы ТПП вряд ли серьезно повлияют на расчеты администрации. «Приказ Минтранса РФ о порядке определения начальной цены контрактов с перевозчиками задает рамку, и наша задача – работать в ее пределах. Не скрою, когда мы в первый раз посчитали норматив, то получили цифру выше, чем сейчас показываем. Но в любом случае наши расчеты находятся в пределах допустимого. После объявления первых аукционов в рамках новой транспортной модели прошли судебные процессы с перевозчиками, и они подтвердили корректность расчетов. Поэтому мы, скорее всего, сохраним те значения, которые посчитаны сейчас», – заявил Анатолий Путин.
Перевозчик Александр Стерлягов отмечает, что если условия работы окажутся невыгодными, у предпринимателей всегда есть возможность не участвовать в торгах. «Я не исключаю такого развития событий, но на сегодняшний день у нас недостаточно данных, чтобы оценить уровень рентабельности», – отметил он.
Руководитель компании «Дизель» Эдуард Мирзамухаметов добавил, что информация о формировании лотов, представленная мэрией, не дает возможности судить о привлекательности будущих контрактов, пока не известна их цена и техническое задание, в котором прописываются требования к подвижному составу. Предложенный проект лотирования, по мнению перевозчика, выглядит «сырым». «Например, указано, что маршрут №77 планируется выставить на торги с 1 апреля, а у нас контракт на его обслуживание действует до 1 июля 2020 года», – заметил он. Собеседник увидел недочеты и в «географии» лотов: «В одном из контрактов к маршрутам Орджоникидзевского района добавили один, следующий в поселок Новые Ляды, что, на мой взгляд, нелогично».
По словам Анатолия Путина, после получения ответной реакции от перевозчиков лоты могут быть скорректированы. Первые долгосрочные контракты планируется заключить с 1 апреля 2020 года. Прежде часть маршрутов еще раз разыграют на небольшой срок,как это сделано в ноябре. «В силу определенных причин принято решение, что те маршруты, по которым действующие контракты истекают в январе-феврале, будут разыграны на короткий период: условно – по 1 апреля. Соответственно, первые «длинные» контракты будут с датой начала перевозок от 1 апреля», – рассказал г-н Путин.