Журнал «Time» назвал Грету Тунберг «человеком года». Достаточно посмотреть, в какую компанию попала девочка, чтобы понять: это точно не похвала, но признание силы убеждения, с которой она отстаивает свои взгляды.
Увы, вопреки интуиции, состояние окружающей среды и изменения климата все еще остаются на обочине политической повестки – по крайней мере, в нашей стране. Экологических активистов молчаливое большинство скорее жалеет: «Юродивые – что с них возьмешь».
Мы все еще считаем себя хозяевами природы. Например, в Прикамье объявлена охота на волков: якобы животные численностью 550 особей (как удалось пересчитать серых – неизвестно) кое-где угрожают людям, домашнему скоту и… вы не поверите – нападают на лосей! Нет, ну какая наглость! Конечно, сами жители края за 2019 год сбили 60 сохатых – но это же непреднамеренно, а тут…
И вот теперь за убийство волка (волчихи, волчонка) охотник получит до 10 тысяч рублей. Можно поручиться: для этого «добытчику» придется забраться в самую чащу леса, преследовать животных, а потом тащить какие-то доказательства своей «победы» в заготконтору. Ведь сами к ней серые не выйдут – если среди них нет самоубийц, конечно. Экономическая сторона дела вызывает вопрос: патронов, сала, бензина и водки на такую экспедицию уйдет много, и вряд ли она окупится. Так что премия – лишь приятное дополнение к возможности дать волю инстинкту истребления.
Разве что жители краевых окраин возьмут на вооружение опыт индусов времен колониального правления. Тогда британцы, желая избавиться от кобр, стали платить за предоставленные тушки, индусы с чистым сердцем принялись… разводить змей с целью последующей продажи. Так что численность пресмыкающихся только выросла.
Тем временем экологи пересчитали в Перми беспризорных собак. С осени 2018 года по весну 2019 года в их поле зрения попали почти 4,4 тыс. особей, а по всему краю – и того больше. За неимением лосей и зайцев они приноровились охотиться на пищевые отходы, а заодно на старушек, детей и замерзающих алкоголиков…
Нет никаких сомнений, что люди сами виноваты в таком соседстве. Стоит признать и то, что бродячие псы стали фактором угрозы – и куда большей, чем волки. Но умирать от пули охотника придется почему-то хищникам лесным. Мы словно придерживаемся пакта, заключенного с «другом человека» в каменном веке…
Строительство зверинцев также изначально баловало «хозяина природы» ощущением собственной силы, но в Прикамье, похоже, стало потворствовать… другим слабостям. Финансового толка.
Можно, конечно, прогнозировать, что история вокруг строительства зоопарка в Перми запустит новый тренд, который имеет место то в одном, то в другом регионе страны. Например, на днях реальный срок за хищения при строительстве космодрома «Восточный» получил бывший руководитель компании-подрядчика и сотрудник администрации Приморья Виктор Гребнев. При последовательном применении наказания за растрату, присвоение, преднамеренное банкротство, наверное, можно сильно изменить экономический и политический ландшафт страны. Приморский пример – скорее показательный: космодром все-таки находится под пристальным вниманием на высочайшем уровне. Это сигнал, что все-таки в отдельных случаях что-то должно быть построено.
Ревитализируй меня. Район ДКЖ привлекает все больше внимания девелоперов