​Доступность и качество дошкольного образования: проблемный анализ

Авторы:

Соломенникова Ольга Анатольевна, заведующая кафедрой дошкольной педагогики, психологии и инклюзивного образования АСОУ, канд. пед. наук, доцент, osolomennikova@yandex.ru;

Гладкова Юлия Андреевна, доцент кафедры дошкольной педагогики, психологии и инклюзивного образования АСОУ, канд. пед. наук, gladkovaua@yandex.ru.

Под редакцией Дорогавцева А. В., зам. директора, ООО «Альмира».

Дошкольное образование возникло в России в конце XIX – начале ХХ века как ответ на потребность социума и семьи в организации общественного воспитательного института, призванного обеспечить родителям возможность профессиональной деятельности. Указанная потребность подвела многие промышленные предприятия к необходимости создания ведомственных детских садов для того, чтобы обеспечить женщинам возможность приступить к работе в кратчайшие после рождения ребенка сроки. Таким образом, вплоть до конца прошлого столетия приоритетной задачей было обеспечение доступности дошкольного образования.

В это время дошкольное детство становится объектом изучения многих наук: каким должно быть содержание образования, какую среду необходимо создать для развития ребенка дошкольного возраста, какие игрушки и развивающие пособия необходимы. Ответы на эти и другие вопросы искали ученые, постепенно приходя к выводу о том, что ребенку в дошкольном детстве нужны не только присмотр и уход. Понимание ценности данного возрастного периода для формирования гармоничной личности привело к появлению исследований проблемы развития, воспитания и обучения в дошкольном возрасте.

Значимым этапом в развитии отечественного дошкольного образования, бесспорно, является выход в 1989 году Концепции дошкольного воспитания, подготовленной авторским коллективом во главе с российскими психологами В. Давыдовым и В. Петровским. В соответствии с документом основными функциями детского сада признаны охрана и укрепление здоровья ребенка, создание условий для личностного и интеллектуального развития, формирование предпосылок учебной деятельности. Важнейшими в данном документе являются идеи о гуманизации дошкольного образования, признании необходимости личностно ориентированного подхода к ребенку в решении воспитательно-образовательных задач.

Следующий значимый этап – принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012), в соответствии с которым дошкольное образование получает статус первого уровня общего образования. Это открыло возможности построения единой образовательной траектории, а также создания предпосылок для реализации задач преемственности дошкольного и начального школьного образования. Обеспечить указанные предпосылки возможно было средствами стандартизации, поэтому следующим этапом стала разработка и утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155).

Вышеуказанные меры, предпринятые со стороны государства, бесспорно, подняли на новый уровень отечественную систему дошкольного образования, повысив его значимость и социальный статус. За последние десятилетия разработаны комплексные и парциальные программы, позволившие не только создать условия для повышения качества дошкольного образования, но и обеспечить его вариативность. Наряду с этим сохраняется ряд проблем, связанных с обеспеченностью детей раннего и дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях, с одной стороны, и с вопросами повышения качества дошкольного образования – с другой.

Проблема первая. В соответствии со статистикой обращений граждан в Правительство Российской Федерации, жалобы по вопросам обеспеченности детей дошкольного возраста местами в детских садах стоят по численности на втором месте после жалоб по вопросам ЕГЭ.

Одним из средств решения указанной проблемы является реализация программы модернизации региональных систем дошкольного образования, цель которой – обеспечение доступности соответствующей образовательной услуги для всех нуждающихся.

Приведем некоторые цифры. За последние пять лет численность воспитанников дошкольных образовательных организаций в Российской Федерации возросла на 17,8 % (1 130 640 человек). К концу 2017 года количество детей, осваивающих программы дошкольного образования, составило 7 477 932 человека. При этом интересными представляются данные, отражающие приоритеты родителей в проявлении спроса на образовательные услуги: в зависимости от возраста ребенка, например, в 2017 году наиболее востребованными были группы для детей в возрасте пяти лет, и это 22 % от общей численности; вторыми по численности составили группы для детей четырех лет (21,7 %); третьими – для детей трех лет (20,4 %).

В 2016 году самый высокий процент поступления в детские сады «дали» дети в возрасте 3–4 лет. Эти цифры свидетельствуют о позитивном влиянии реализации программы модернизации региональных систем дошкольного образования. Всего же для детей в возрасте от трех до семи лет в ходе реализации названной программыбыло создано к концу 2015 года 1 132 627 мест, к середине 2017 года – еще 6414 мест.

Данный вопрос является актуальным и для подмосковного региона. Однако, благодаря усилиям Администрации Московской области, на протяжении последних пяти лет проблема обеспечения детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях решается достаточно активно. На законодательном уровне решение данной проблемы регламентируется программой Московской области «Образование Подмосковья», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 № 657/36. Дополнительные меры по реализации указанной программы утверждены постановлением Правительства Московской области от 16.02.2016 № 103/4 «О внесении изменений в государственную программу Московской области «Образование Подмосковья» на 2014–2025 годы». В указанном документе уделено значительно внимание подпрограмме «Дошкольное образование» по ряду направлений, в том числе обозначены источники увеличения объемов финансирования направления к 2018 году до 173 306 219 руб., из них из средств бюджета Московской области – 145 639 644 руб., из средств федерального бюджета – 1 915 360 руб., из внебюджетных источников – 13 759 460 руб., из бюджетных средств муниципальных образований области – 11 991 755 руб.

Наряду с этим в перечень мероприятий подпрограммы внесен ряд мер, направленных на решение поставленных задач, в частности для решения задачи ликвидации очередности в дошкольные образовательные организации и развития инфраструктуры дошкольного образования, определены следующие пути решения:

- строительство объектов дошкольного образования (включая реконструкцию со строительством пристроек);

- предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Московской области на проектирование и строительство объектов дошкольного образования;

- предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Московской области на капитальные вложения в объекты дошкольного образования в целях ликвидации очередности;

- иные мероприятия по созданию мест за счет строительства.

Для решения задачи развития сети дошкольных образовательных организаций и внедрение новых финансово-экономических механизмов, обеспечивающих равный доступ населения к услугам дошкольного образования, было намечено

предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Московской области на развитие дошкольного образования в сельской местности.

Кратко проанализируем, каких результатов удалось достичь посредством внедрения указанной программы. В 2013 году очередь в детские сады составляла около сорока тысяч детей в возрасте от трех до семи лет. За счет строительства в период с 2013 по 2014 год более ста дошкольных организаций к 1 сентября 2014 года очередность удалось снизить почти на десять тысяч человек. Дополнительной мерой, предпринятой руководством Московской области, стала реконструкция имеющихся зданий детских садов посредством пристроек, позволивших увеличить количество принимаемых воспитанников. Кроме того, по поручению губернатора Московской области А. Ю. Воробьева, внедрение нового строительства разрешается на территории региона только в том случае, если застройщик обеспечивает параллельно с возведением жилых домов соответствующую инфраструктуру: школы, детские сады, поликлиники. Дополнительной мерой стало также строительство дошкольных образовательных организаций на частно-государственной основе. За счет реконструкции ряда зданий и строительства новых к 2017 году в эксплуатацию было введено еще 25 дошкольных организаций, места в которых получили почти четыре тысячи детей.

Следует отметить, что в соответствии с планом к 2017 году планировалось обеспечить местами в детских садах 94 % детей раннего и дошкольного возраста. Но, благодаря вышеуказанным мерам, этот показатель составил более 99 %, и в сентябре 2017 года уже 400 896 детей смогли посещать дошкольные образовательные организации, а очередь на 1 января 2018 года составила всего 798 детей.

В 2018 году работа была продолжена: в эксплуатацию был введен еще 21 детский сад, из которых четыре были построены за счет бюджетных средств, семнадцать – из внебюджетных; еще 12 учреждений было отремонтировано, что позволило обеспечить местами еще 3195 детей. Оптимизировать указанные меры удалось за счет открытия на базе образовательных организаций групп кратковременного пребывания, семейных групп и других организационных форм дошкольного образования. В результате в 2018 году было создано около десяти тысяч дополнительных мест для детей раннего возраста.

С начала 2019 года к настоящему моменту в Московской области открыто за счет бюджетных средств еще четыре здания общей мощностью 320 мест: в городских округах Солнечногорск и Красногорск, сельском поселении Кутузовское и деревне Брехово. До конца года планируется открыть за счет внебюджетных средств еще десять объектов дошкольного образования.

Таким образом, проблема охвата детей раннего и дошкольного возраста услугами дошкольного образования на территории Московской области решается поэтапно и достаточно успешно.

Проблема вторая. Реализация задачи обеспечения всех детей раннего и дошкольного возраста качественным дошкольным образованием связана не только с предоставлением места в детском саду. Не менее важным представляется вопрос подготовленности современного педагога к обновлению своей педагогической деятельности в соответствии с новыми требованиями, отраженными в ряде новых законодательных актов. Один из них – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, в котором обозначены новое содержание, принципы и подходы к его реализации. Второй документ – профессиональный стандарт «Педагог» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», с изменениями от 05.12.2014; 05.08.2016), в котором требования к современному специалисту рассматриваются через обновленные квалификационные характеристики. В связи с этим налицо потребность в педагогах нового типа, обладающих принципиально новыми компетенциями. Следовательно, актуальными являются вопросы обновления системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов дошкольного образования.

На федеральном уровне на решение указанных проблем направлен национальный проект «Образование», предполагающий, прежде всего, обновление эффективных механизмов управления системой. Задачи проекта являются масштабными, охватывают все ступени системы общего образования, включая дошкольную. Они направлены на модернизацию профессиональной подготовки кадров, формирование эффективной системы непрерывного обновления компетенций, необходимых для успешной трудовой деятельности. В частности, к концу 2020 года в Российской Федерации планируется внедрить национальную систему учительского роста. В соответствии с положениями проекта система непрерывного профессионального развития педагогов должна быть основана на принципиально новых подходах. В первую очередь, под этим понимается обновление системы повышения квалификации педагогических работников. Для обеспечения столь сложной задачи в проекте предусмотрено создание к 2024 году не менее 225 центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и не менее 85 центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов.

Отвечая на вызовы времени, а также в соответствии с вышеуказанными положениями, Правительство Московской области в текущем 2019 году создает центры оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов (постановление Правительства Московской области от 03.07.2019 № 545-РП), а также ряд центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (Приказ Министерства образования Московской области от 04.07.2019 № 2190).

Приоритетными направлениями деятельности центров оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов должны стать: объективная оценка профессионального мастерства педагогических работников; своевременное выявление профессиональных дефицитов; разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с выявленными дефицитами; вовлечение педагогов в инновационную и экспериментальную деятельность и ряд других.

Содержанием деятельности центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников должны, прежде всего, стать: создание инновационной системы повышения квалификации, в том числе с применением информационных технологий; создание профессиональных сообществ для решения задач горизонтального обучения в системе повышения квалификации; разработка региональной системы наставничества; дальнейшее развитие системы профессиональных конкурсов как специфического направления в развитии кадрового потенциала региона и другие.

Таким образом, обозначенные нами проблемы современного дошкольного образования решаются планомерно, последовательно и достаточно эффективно. Представленные результаты внедрения некоторых мер государственной и региональной политики свидетельствуют о высоких перспективах дальнейшего развития и совершенствования системы дошкольного образования Московской области.

Данный опыт предложен к рассмотрению и дальнейшему изучению в качестве позитивной практики формирования региональных программ развития и территориального планирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования с учетом демографического прогноза в рамках реализации проектных мероприятий Министерства просвещения Российской Федерации.

Список использованных источников:

1. От универсальной доступности к современному качеству: дошкольное образование в России [Текст] / И. В. Абанкина и др. ; под ред. И. В. Абанкиной, К. Н. Поливановой, И. Д. Фрумина. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. –342 с.

2. Губернаторская программа «Детские сады». – URL: https://mosreg.ru/seychas-v-rabote/gosudarstvennye... (дата обращения 02.11.2019).