Автор: Кристина Суворова
Комитет Пермской городской думы по экономическому развитию приступил к рассмотрению нового тарифа на проезд во втором чтении. В первом проект принят осенью, он предполагает повышение стоимости разовой поездки с 1 февраля до 26 рублей при наличной оплате и до 24 рублей – по безналу.
К документу поступило пять поправок от главы Перми, которые получили оценку прокуратуры, контрольно-счетной палаты (КСП) и управления экспертизы и аналитики аппарата думы. Как сообщил председатель комитета Арсен Болквадзе, эксперты отклонили все поправки, кроме одной редакционной, и отметили, что они не устраняют выданных ранее замечаний. В связи с этим принятие проекта во втором чтении названо преждевременным. Специалисты аналитического управления выявили несоответствия между реальными показателями, содержащимися в аукционной документации на обслуживание маршрутов, и данными, взятыми при расчете тарифа. Расхождения касаются объема транспортной работы, стоимости автобусов и сведений о пассажиропотоке. От имени Пермской городской думы в адрес главы города направлено письмо с просьбой пояснить, с чем связаны нестыковки.
На заседании комитета выступил представитель министерства информационного развития и связи Пермского края (МИРС). Ведомство отвечает за внедрение единой системы учета пассажиропотока и оплаты проезда. В 2019 году оно заключило соответствующий контракт с разработчиком «Золотая корона». Недавно арбитражный суд удовлетворил иск о признании конкурса, на основании которого выбран подрядчик, недействительным. Наложены обеспечительные меры – действие контракта между МИРС и «Золотой короной» приостановлено.
Первый заместитель министра информационного развития Александр Маслов рассказал, что власти не согласны с решением суда и подали апелляционную жалобу. По его словам, система учета пассажиропотока и оплаты проезда в Перми продолжает работать. «К ней подключены все перевозчики, в 100% транспортных средств установлены валидаторы, посредством которых учитываются поездки. Когда мы пройдем все суды и утвердим юридический статус системы, планируется распространить ее действие на все муниципалитеты края», – рассказал он.
Заместитель председателя Пермской городской думы Алексей Грибанов спросил, какие последствия будут в случае проигрыша властей в апелляционной инстанции. «Это может привести к восстановлению статус-кво. Есть разные варианты, но так или иначе нам уже переданы права на часть информационной системы, которая используется большим количеством хозяйствующих субъектов и встроена в бизнес-процессы. Мы рассчитываем, что даже в худшем варианте эти права мы сохраним и не окажемся в самом начале, когда никакой системы учета не было», – ответил Александр Маслов.
Депутат Вероника Куликова не разделила оптимизма относительно исхода судебного разбирательства. «Мы вполне можем оказаться в точке, когда оператор системы окажется другим и транспортные карты, которые сейчас есть, можно будет выбросить», – считает она.
Заместитель министра транспорта Александр Клебанов возразил, что «Золотая корона» – разработчик платформы, которая будет являться одной из составляющих идеи Mobility as a service (мобильность как услуга), а операторы – это владельцы валидаторов, установленных в транспорте, и на них судебное решение никак не отразится.
Чиновники выразили готовность дать более подробную информацию по этому вопросу. Решено продлить рассмотрение относительно стоимости тарифа. Внеочередное заседание комитета состоится в понедельник. Вторым пунктом в повестке станет утверждение тарифного меню, которое предполагает внедрение линейки гражданских и льготных проездных документов.
«Внедрение тарифного меню принесет бюджету почти 1 млрд рублей выпадающих доходов. Может быть, не нужно повышать тариф до 26 рублей, чтобы скидки не приводили к таким серьезным убыткам, а остановиться на усредненном варианте?» – размышляет депутат Вероника Куликова. Она напомнила, что специалисты торгово-промышленной палаты рассчитали средний тариф в размере 25 рублей. При этом для автобусов он ниже – 23 рубля.
Г-жа Куликова обратила внимание, что при повышении тарифа с 1 февраля перевозчики, которые продолжат работать по старым договорам, станут собирать выручку больше, а качество услуги при этом не изменится. По ее словам, также есть риск, что на ряде маршрутов не начнут в срок принимать банковские карты, при оплате по которым предоставляется скидка. По мнению депутата, решение о тарифе логично принимать тогда, когда все маршруты будут обслуживаться по новым контрактам, то есть в июле.
Вероника Куликова попросила администрацию предоставить информацию о требованиях к подвижному составу, которые предъявят перевозчикам при заключении долгосрочных договоров, а также сообщить о ходе переговоров с ВЭБ.РФ об участии в программе обновления городского транспорта. Встречу с депутатами по данному вопросу собирались провести в декабре прошлого года, но она так и не состоялась.