Автор: Кристина Суворова
На площадке Пермской торгово-промышленной палаты обсудили внедрение новой транспортной модели. За считанные дни до планируемого объявления аукционов, по результатам которых будут заключены долгосрочные договоры с перевозчиками, в мэрии заявили о существенном изменении условий. Спустя год обсуждения проблемы с банковской гарантией для обеспечения контрактов власти осознали, что ее надо решить.
Как рассказал начальник городского департамента транспорта Анатолий Путин, часть договоров (около 40%) по-прежнему планируются пятилетними, а остальные решено заключить на три года. Срок, по его словам, будет зависеть от пассажиропотока на маршрутах – на наиболее востребованных направлениях контракты будут действовать дольше. Требования к обновлению транспорта на них будут ужесточены, соответственно, увеличится и стоимость транспортной работы. «Общая логика сохранятся – перевозчики заходят на аукционы с автобусами не старше 12 лет, а с 2021 года начинает действовать требование о максимальном сроке техники 10 лет. Что касается условия об обеспечении к 15 июля 2020 года не менее 30% нового (до пяти лет) и полностью низкопольного подвижного состава, в целом доля остается прежней, но нагрузка может быть перераспределена между маршрутами с разным сроком действия контрактов», – рассказал г-н Путин.
Он сообщил, что первыми на торги будут выставлены маршруты Кировского и Орджоникидзевского районов. Аукционы планируется объявить 14-17 февраля. Это крайний срок для того, чтобы долгосрочные контракты, как запланировано ранее, начали действовать с 1 апреля. Если конкурсные процедуры действительно стартуют в ближайший понедельник, у предпринимателей практически не будет времени на анализ новых условий: всего две-три недели, пока идет подача заявок на аукционы. При этом следующую «порцию» маршрутов, по которым контракты начнут действовать с июня, планируется начинать разыгрывать в 20-х числах февраля. Руководитель компании «Дизель» Эдуард Мирзамухаметов отметил, что перевозчики в результате окажутся в неравных условиях: у одних будет время подготовиться к торгам, у других – нет. «Мы опирались на те лоты и условия, которые вы ранее представили – считали, вели переговоры с банками. А сейчас вы все сломали, надо начинать заново, а времени практически не осталось», – посетовал он.
Анатолий Путин ответил, что заявленные изменения – это шаг навстречу перевозчикам: «Вы всегда говорили: «Не сможем получить банковскую гарантию, не сможем купить технику, стоимость автокилометра крайне низкая». Теперь мы вас услышали, и там, где мы требуем большого объема обновления автобусов, цена будет выше. Где условия мягче, норматив стоимости снизится, а срок контракта сократится».
Председатель НП «Автолидер» Александр Богданов поинтересовался, как быть с теми 40% маршрутов, по которым контракты остаются пятилетними, ведь в этой части проблема с получением банковской гарантии остается нерешенной. Он предложил рассмотреть возможность заключения договоров на три года и на год. По его словам, даже при трехлетнем сроке стоимость контрактов будет достигать миллиарда и более, и продолжить работу смогут только крупные перевозчики, у которых имеется своя автобаза, и «есть что заложить».
Г-н Путин отметил, что сейчас в гарантии на пять лет банки отказывают, когда видят норматив стоимости транспортной работы, который изначально мэрия собиралась заложить в контракты.
Представители ВТБ и Сбербанка рассказали, что удобнее всего работать с годовой гарантией, возможность получения трехлетней они готовы обсуждать, а пятилетнюю сможет получить, может быть, один перевозчик – на исключительных условиях. «И этот единственный перевозчик – МУП «Пермгорэлектротранс», предположили предприниматели. «У ПГЭТ не хватит техники, чтобы закрыть такой объем работы», – парировал Анатолий Путин.
Перевозчик Александр Стерлягов рассказал, что подписано федеральное отраслевое соглашение в сфере пассажирских перевозок на 2020-2022 годы, руководствуясь которым администрация должна пересчитать расходы на транспортную работу с учетом увеличения минимальных ставок по зарплате водителей и кондукторов. Начальник департамента транспорта сказал, что это будет учтено.
«Но надо понимать: несмотря на все расчеты у нас денег больше не станет. Когда мы говорим, что где-то добавим, в другом месте вынуждены сокращать», – заявил он.
Вице-президент ТПП Елена Гилязова спросила, как отнеслись в администрации к расчетам ТПП, согласно которым обоснованная стоимость автокилометра значительно выше, чем в расчетах департамента. Анатолий Путин ответил, что с отдельными положениями экспертизы власти готовы спорить, а часть, касающаяся зарплаты, будет скорректирована с учетом отраслевого соглашения. «По всей вероятности, мы будем просить прокуратуру оценить ситуацию», – заявила г-жа Гилязова. Она рассказала, что подготовлено письмо в надзорный орган с просьбой проанализировать постановление администрации Перми, в котором закреплены экономические параметры работы перевозчиков по новым контрактам.
Александр Стерлягов также предложил рассмотреть вариант «разукрупнения» лотов: из сформированных 24 сделать, условно, вдвое больше, чтобы снизить стоимость контрактов и, соответственно, банковской гарантии. Г-н Путин обещал подумать над этим.
Консультант Института транспортного планирования Российской академии транспорта Денис Гвоздев поинтересовался, нацелены власти на развитие конкуренции на рынке или стремятся к его монополизации. В качестве «провального» примера он привел Тверь, где провели аукционы на срок семь лет, разделив маршруты на лоты, и все торги выиграл один перевозчик, который «неизвестно каким чудом» получил банковскую гарантию на такой долгий срок. Анатолий Путин ответил, что власти ставят перед собой задачу, чтобы в каждом районе Перми было представлено как минимум по два перевозчика.
В разговоре с Business Class г-н Путин рассказал, что планы по закупке автобусов для муниципального предприятия остались прежними: власти намерены закупить 25 небольших автобусов, чтобы «Пермгорэлектротранс» располагал машинами разных классов. «Речь точно не идет о том, чтобы забрать под ПГЭТ все городские перевозки», – заверил начальник департамента.
Судя по реакции бизнеса, высокой конкуренции на аукционах при озвученных вводных ждать не приходится. На предложение представителя комитета профсоюза транспортников заключить региональное отраслевое соглашение предприниматели ответили, что какую зарплату для водителей в этом документе ни закрепляй, ничего не изменится, раз «денег больше не будет».
«Мы не из вредности не хотим подписывать соглашение. А потому, что для многих нет гарантии, что завтра они останутся перевозчиками», – заметил Александр Стерлягов.
Основное предложение рабочей группы по итогам заседания – перенести начало аукционов на более поздний срок в связи со всеми озвученными изменениями и перерасчетами. «Такой вариант руководству представлен», – сказал Анатолий Путин. О каком именно уровне руководства идет речь, он не уточнил.
В Министерство транспорта РФ направлена заявка об участии Перми в федеральной программе обновления транспорта. Максимальный размер субсидии составляет 2 млн рублей на одного жителя региона. Таким образом, город может получить до 2 млрд рублей. Об этом Business Class рассказал начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин.
По его словам, Пермь претендует на обновление за счет программы 58 трамваев и 130 автобусов. Сейчас власти ждут, когда Минтранс оценит заявки, поступившие от субъектов РФ, и составит рейтинг очередности субъектов на получение субсидии. Количество баллов, присвоенных заявке, и место в списке зависят от таких параметров развития общественного транспорта, как количество выделенных полос, число брутто-контрактов с перевозчиками, развитие трамвайной сети и т.д.
В случае удовлетворения заявки Перми на субсидию по обновлению транспорта сможет претендовать любой перевозчик. За счет федеральных дотаций ему будут компенсировать 60% от стоимости приобретаемой техники.