Автор: Даниил Сенин
Пермские строители продолжают сетовать на изменения городских правил землепользования и застройки. Они говорят, что нигде в крупных городах России не заставляют бизнес строить социальные объекты и безвозмездно передавать их муниципалитетам. По словам юристов, закону это также противоречит.
«Обеспечение населения объектами социальной инфраструктуры – это задача органов государственной власти и местного самоуправления. Еще в 2007 году правительство России рекомендовало властям выделять в бюджете средства на строительство объектов социальной инфраструктуры. Если же возможности финансирования нет, то осуществлять выкуп соцобъектов, построенных организациями», – рассказывает Анжелика Сабурова, заместитель генерального директора компании «ЮКЕЙ».
Но прямых обязательств и санкций за бездействие муниципалитетов нет, поэтому и возникает соблазн возложить это на застройщиков. Речь идет о различных вариантах таких действий: договорах о развитии застроенных территорий (РЗТ), комплексном освоении, с 2017 года по договорам долевого участия (ДДУ) за счет дольщиков также можно возводить социальную инфраструктуру. Существуют еще и концессия государственно-частного партнерства, а также благотворительность.
«Коллеги из других городов говорят, что это какой-то космос, просто бесплатно школы дарить».
В 2019 году появилось пермское ноу-хау: было принято решение о привлечении девелоперов к строительству школ и детских садов в качестве платы за выход сверх пределов норм по застройке. На круглом столе, проводимом Business Class, Артем Савельев, руководитель отдела маркетинга ГК «ПМД», остроумно назвал обновленные правила землепользования и застройки «одеялом высотности». Плата – по 4 тыс. рублей за квадратный метр со всего объема строительства для возведения социальной инфраструктуры. Эти деньги идут в бюджет, а оттуда потом распределяются на создание школ и детских садов.
«Главная особенность выбранного механизма заключается в том, что Пермь опять повторяет ошибки, совершенные раньше. Мы уже сталкивались с ситуацией, когда назначение функциональных зон, установленных генеральным планом, было изменено правилами (ПЗЗ). Впоследствии это решение было признано не соответствующим закону, и в ПЗЗ были возвращены прежние зоны, соответствующие генплану. Тогда никто не успел понести убытки, и долгих судебных тяжб не последовало. Не исключено, что нас ждет повторение прошлых событий», – подчеркивает г-жа Сабурова.
По словам Сергея Репина, директора по маркетингу и развитию холдинга «Сатурн-Р», коллеги из других регионов с недоумением относятся к ситуации, сложившейся в Перми. «На форуме «100+» в Екатеринбурге, где собирались застройщики, нашу ситуацию коллеги вообще не поняли. Сказали, что это какой-то космос, чтобы так просто бесплатно дарить. «А вы обращались в думу? – спрашивают – Разговаривали? Вы ведь построили объект, у вас должны его купить!». Я им отвечаю: «В Перми так не работает». Они очень задумчивые уходили», – рассказывает г-н Репин.
Строители надеются на здравый смысл. Как говорит Сергей Репин, развитие социальной инфраструктуры – хороший тренд, но при должном подходе.
«По градостроительному кодексу, муниципалитет может выкупить социальную инфраструктуру, если на это заложены средства в городском бюджете. В противном случае застройщик обязан заключить соглашение о безвозмездной передаче таких объектов либо отказаться от строительства. Я же предлагаю дополнить этот пункт возможностью продавать социальную инфраструктуру профильным частным структурам, так как это хотя бы частично компенсирует затраты застройщика, снижает стоимость квартир и обеспечивает район возмездными услугами. Либо нужно закладывать расходы по соцобъектам в программу-стимул, так как застраивание крупных площадок можно отнести к комплексному развитию территорий со всеми вытекающими льготами», – считает он.
Профессиональное сообщество обращает внимание, что существует серьезная необходимость привести ПЗЗ в соответствие с генпланом и сделать так, чтобы они не противоречили друг друга. «Оптимальным решением должно стать создание генерального плана с правилами, которые не закрывали бы возможности, а наоборот – открывали и создавали их. В документ должны быть заложены ключевые принципы Градостроительного кодекса РФ. Это, во-первых, обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории. Во-вторых, это обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и прочих факторов при осуществлении градостроительной деятельности», – подытоживает Анжелика Сабурова.
Эксперты подвели итоги в сфере недвижимости за 2019 год и обозначили тренды в отрасли