Автор: Кристина Суворова
В Перми объем работы общественного транспорта на линии сократится на 15%, значит, в среднем автобусы станут ходить реже. Власти озадачены состоянием остановок, на которых пассажиры будут коротать время в ожидании. Обеспокоены и перевозчики – у них свои причины.
По планам администрации, с 1 апреля начнет действовать первая «порция» новых долгосрочных контрактов с перевозчиками, еще часть заключат с 1 июня, а полностью переход завершится к 15 июля. Такими же темпами будет внедряться и новая маршрутная сеть. Ее изменение активно обсуждали весь 2019 год. Перед властями стояла задача сократить объем транспортной работы и нацелить людей на пересадки, чтобы бюджет «потянул» оплату перевозчикам, а тариф не оказался неподъемным для пассажиров. Сначала власти хотели урезать объемы на 20%, а после обсуждения проекта с жителями скорректировали его и пришли к показателю около 15%.
Накануне заключения первых «длинных» контрактов с перевозчиками власти меняют правила игрыПри «старых» правилах взаимодействия администрации и перевозчиков сложилось так, что для расчета тарифа используется минимальный объем транспортной работы, а по факту рейсов выполняют больше. Когда обсуждали новую стоимость проезда, начальник департамента транспорта Анатолий Путин пояснил, что при расчете тарифа вновь взята минимальная величина, а не фактическая. По его словам, тариф был рассчитан исходя из объема транспортной работы 52 млн км в год, а фактически при действующей маршрутной сети он составляет 69 млн км в год. «В тех закупках, которые мы будем объявлять по новой модели, предусмотрен объем 58 млн км в год. Бюджет на 2020-2022 годы рассчитан исходя из того, что мы будем заказывать объем выше минимального», – рассказал он.
Получается, транспорт станет работать на 15% меньше, чем сейчас. Такое же снижение Анатолий Путин обозначил и на недавнем заседании в торгово-промышленной палате по вопросам новой транспортной модели. При этом перевозчики напомнили, что на старте реформы речь шла не только про обновление транспорта и изменение маршрутной сети, но и о создании «узловых пересадочных пунктов». «В этой части инфраструктура готова? Модернизированы ли эти остановки для того, чтобы принимать больше автобусов там, где они сконцентрированы в новой маршрутной сети?» – спросил перевозчик Николай Белоусов. В качестве примера пересадочного пункта, на который возрастет нагрузка, предприниматели привели площадь Восстания. Анатолий Путин возразил, что на этой остановке добавятся только автобусы №18 и лишь в межпиковое время. «А где именно будет посадка и высадка пассажиров? Где место для отстоя у этих автобусов? Где им разворачиваться?» – обеспокоился руководитель компании «Дизель» Эдуард Мирзамухаметов. «На кольце, будут создавать заторы», – ответили ему коллеги вместо начальника департамента транспорта.
Г-н Мирзамухаметов заметил, что маршрутную сеть можно не сокращать, если тот объем работы, за который бюджет не в состоянии заплатить, перевозчики будут выполнять по нерегулируемому тарифу, который установят сами.
«Смысл изменений в отрасли был в том, чтобы люди захотели пересесть с личного транспорта на общественный. Но, по-моему, мы делаем все, чтобы получилось наоборот. Начав собирать деньги за проезд в бюджет, муниципалитет пришел к тому, что нужно сокращать работу транспорта, а кому от этого хорошо? Регулируйте тариф в той части, за которую можете платить, а в остальной пусть будет свободный рынок», – предложил предприниматель.
Анатолий Путин ответил, что в ходе обсуждения маршрутной сети с жителями и городской думой большинство острых вопросов были сняты.
Перевозчики снова вернулись к теме инфраструктуры, подав ее уже с точки зрения своих финансовых интересов. «В новых контрактах предусмотрены штрафы за нарушение правил посадки и высадки пассажиров. При этом мы понимаем, что в половине случаев не можем нормально их выполнять, потому что есть места, где не подъехать к остановочному пункту, нет разворотных колец, площадок для отстоя. Раздолье для контролирующей службы – выходи и выписывай штрафы, а мы сделать с этим ничего не сможем в течение всего периода действия контракта», – посетовал Николай Белоусов.
«Скажите, хоть что-то делается в этом направлении? – подхватил Эдуард Мирзамухаметов. – В Орджоникидзевском районе за три года хоть один остановочный пункт отремонтирован? А писали, звонили, говорили… Зачем новый автобус за 10 млн рублей, если невозможно нормально высадить пассажиров», – возмутился он.
На замечания предпринимателей ответил заместитель председателя Пермской городской думы Анатолий Грибанов. «Маршрутная сеть обсуждалась, одни пожелания учтены, другие нет. Хотели как лучше, получилось, может быть, не так удобно, как рассчитывали. Нас убедили, что с точки зрения экономии маршрутную сеть нужно «порезать», чтобы были транспортно-пересадочные узлы. Программа по модернизации остановок и приведению в нормативное состояние есть, деньги в бюджете заложены. Очередность работ мы обсуждаем с департаментом транспорта. Кроме того, на базе ведомства с 1 марта начнет работать новая структура, которая будет заниматься установкой, ремонтом и содержанием остановок», – рассказал он.
Полный iPad. В Перми предложили установить «умные» остановки с Wi-Fi и обогревателямиЭдуард Мирзамухаметов отметил, что нужно следить за тем, чтобы при проведении работ соблюдались нормативы по организации заездных карманов: «Иначе деньги окажутся выброшены на ветер, ведь автобус все равно не сможет встать вплотную к остановке». Анатолий Путин ответил, что в последние годы перед строительством заездного кармана всегда выполняется проект. «А «Цирк» кто проектировал? Остановочный пункт в одном месте, а посадка пассажиров – в другом. Это сделали минувшей осенью», – заметил Николай Белоусов. «Сделали минувшей осенью, а сам проект – 2009 года», – ответил г-н Путин. «Цирк уехал!» – весело отреагировали перевозчики и, уже расходясь, добавили: «Вообще не смешно».