Автор: Кристина Суворова
Как выяснил Business Class, управление экспертизы и аналитики Пермской городской думы выдало администрации замечания, касающиеся внедрения системы электронной оплаты проезда. Эксперты проанализировали предоставленные мэрией данные о количестве пассажиров, перевезенных в декабре 2019 года. Они обратили внимание, что пассажиры совершают бесплатные пересадки с электричек на автобусные маршруты №2, №3 и №51. При этом по маршруту №2 бесплатные пересадки компенсируются из регионального бюджета, поскольку они организованы в связи с закрытием участка железной дороги Горнозаводского направления. По автобусам №3 и №51 муниципалитет компенсаций не получает, так как бесплатная пересадка на них с электричек не предусмотрена правовыми актами Перми и Пермского края.
В декабре 2019 года выпадающие расходы бюджета составили 54 тыс. рублей. Депутат Вероника Куликова отметила, что это сумма только за декабрь, а в январе и феврале, после закрытия участка железной дороги Пермь II – Пермь I, количество пересадок на Перми I возросло. Cоответственно увеличился и размер ущерба. «Администрация продвигала повышение тарифа на проезд, переживая о поступлениях в бюджет, но не озаботилась тем, чтобы избежать убытков из-за недоработок в части нормативной базы», – заявила она на заседании комитета Пермской городской думы по экономическому развитию.
Начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин ответил, что решение о пересадках принято совместно с руководством края – для снятия социальной напряженности в связи с изменением в движении электропоездов. «Нами направлено письмо в региональный минтранс с просьбой внести изменения в краевое постановление, чтобы выпадающие расходы по маршрутам №3 и №51 компенсировались», – рассказал он.
Заместитель председателя Пермской городской думы Алексей Грибанов считает, что администрация справилась с задачей, хоть и не идеально. «Как и было обещано курирующим заместителем главы города Людмилой Гаджиевой, с 1 декабря 2019 года единая система учета пассажиропотока и оплаты проезда заработала. Да, с недостатками и шероховатостями, но она введена, и за это нужно сказать «спасибо». Свершилось то, о чем мы просили много лет, и сейчас нужно помочь администрации совершенствовать систему», – сказал он.
«Надо было снять социальную напряженность – и это сделано. Да, что-то не учли, но система худо-бедно работает», – охарактеризовал депутат ситуацию с бесплатными пересадками.
Вероника Куликова с ним не согласилась: «Мы сейчас говорим о бюджете и должны считать каждую копейку. Риски социальной напряженности надо просчитывать заранее, а не «бить по хвостам», – подчеркнула она. Г-жа Куликова сообщила, что обратится в прокуратуру с просьбой оценить ситуацию с выпадающими доходами. Она считает, что в организации бесплатных пересадок с электричек на маршруты №3 №51 есть признаки превышения должностных полномочий.
Управление экспертизы и аналитики также не считает, что система учета пассажиропотока внедрена в полном объеме. Администрация предоставила для анализа данные за декабрь 2019 года, и в них обнаружено несколько нестыковок. По двум маршрутам показатель указан дважды, причем по-разному. У ряда перевозчиков количество поездок по социальным проездным указано только за месяц, без расшифровки по дням. При этом в качестве итога в отчете стоит величина льготного пассажиропотока без учета других категорий. Это относится к данным таких перевозчиков, как ИП Адутов (маршрут №59), ИП Новоселов (маршрут №14), ИП Колесников (маршрут №19). По ряду направлений отсутствуют данные о числе поездок, оплаченных банковскими картами (автобусы №1, 15, 20, 42, 52, 62, 80). Информация о билетах, купленных за наличный расчет, полностью или частично отсутствует, например по маршрутам №9, 17, 32, 68. По результатам проведенного анализа управление сделало вывод, что единая система оплаты проезда (ЕСОП) используется не на всех маршрутах и требует доработки.
В экспертном заключении указано, что согласно контракту на создание системы исключительные права на программное обеспечение, необходимое для нормальной эксплуатации ЕСОП передаются заказчику в момент подписания акта приема-передачи выполненных работ по этапу. Согласно информации с сайта госзакупок, в настоящее время выполнен и оплачен только первый этап работ под названием «Проектирование системы».
Эксперты обратили внимание и на то, что действие контракта между разработчиком ЕСОП (компанией «Золотая корона») и заказчиком (министерством информационного развития и связи Пермского края – МИРС) приостановлено по решению суда. Соглашение и конкурсная процедура, по результатам которой оно заключено, оспорены в первой инстанции компанией «НАВИ».
«С учетом того, что контакт не исполнен и наложены обеспечительные меры, говорить о внедрении системы преждевременно. До передачи прав на ПО и предоставления информации о полном учете всех категорий пассажиров по всем маршрутам снятие вопроса с контроля –преждевременно», – отметили в управлении экспертизы и аналитики.
В администрации Перми рассчитывают на то, что «НАВИ» проиграет разбирательство, которое состоится сегодня. «Подано несколько жалоб. Надеемся, что в апелляционной инстанции решение отменят и система будет запущена в постоянную эксплуатацию», – рассказал Анатолий Путин.
Он сообщил, что до решения суда работы по совершенствованию ЕСОП приостановлены. В частности, пока не исполняется поручение депутатов о том, чтобы срок действия проездных начинался не с момента его пополнения, а с первой поездки. Кроме того, остается нереализованной возможность оплаты одной транспортной картой проезда нескольких пассажиров на одном рейсе. Депутаты оставили вопрос о внедрении ЕСОП на контроле.
Вообще не смешно. В Перми объем работы общественного транспорта на линии сократится на 15%