Автор: Кристина Суворова
Дискуссионность транспортной реформы в Перми по мере ее продвижения вперед только возрастает. Новый виток диалога власти и бизнеса начался на площадке Пермской торгово-промышленной палаты, где было объявлено о разделении новых контрактов с перевозчиками на два вида – трехлетние (их около 60%) и пятилетние (40%). Продолжением стал круглый стол, который провел глава администрации Перми Дмитрий Самойлов. На нем начальник городского департамента транспорта Анатолий Путин рассказал, чем именно отличаются разные контракты на обслуживание маршрутов.
Ключевой момент: предполагается, что согласно договорам на пять лет перевозчик должен в 2020 году иметь 100% техники не старше двух лет. Такое жесткое требование мэрия озвучила впервые, и произошло это незадолго до объявления первых аукционов, результаты которых определят распределение сил в отрасли на ближайшие годы. Работу по новым контрактам администрация планирует начать с 1 апреля.
Мэрия Перми представила новые требования к контрактам с перевозчикамиПосле доклада г-на Путина перевозчики, обычно активно высказывающие свою позицию на всех публичных мероприятиях, долго молчали. Финансовую составляющую транспортной реформы, в частности, стоимость работы на маршрутах, с чиновниками обсуждали депутаты городской думы и эксперты ПТПП. Цена автокилометра теперь предлагается разная: 110,7 руб. для трехлетних контрактов и 119,6 руб. – для пятилетних, а ранее была рассчитана единая – 112 руб. Согласно заключению ПТПП, норматив должен быть существенно больше – 145 руб. за 1 км.
Как пояснил эксперт ПТПП Дмитрий Орлов, расхождения объясняются главным образом разными показателями пробега транспорта. Палата при анализе взяла данные из документа планирования регулярных перевозок – 44 млн км, а в расчетах мэрии фигурирует величина 32 млн км. Ее происхождение для эксперта осталось неясным. Анатолий Путин не смог развернуто прокомментировать эти цифры. Он отметил, что мэрия планирует заказать иной объем транспортной работы – порядка 50 млн км. Дмитрий Орлов подчеркнул, что «свою» цифру ПТПП взяла из данных, предоставленных властями для экспертизы тарифа на проезд. «Неправильно использовать, когда дело касается пассажиров, одни данные, а в отношении перевозчиков – другие. Должна быть какая-то преемственность», – отметил эксперт. Дмитрий Самойлов поручил разобраться в ситуации и прояснить спорный момент.
Вице-президент ПТПП Елена Гилязова подняла вопрос целесообразности требования о возрасте автобусов до двух лет. Ее мысль продолжила депутат Пермской гордумы Вероника Куликова. Она обратила внимание, что для работы по всем пятилетним контрактам требуется 354 единицы техники. Муниципальный перевозчик имеет 85 больших автобусов, в 2020 году планируется приобрести еще 26 – средней и малой вместимости. «Сможем ли мы при озвученных условиях привлечь перевозчиков, которые смогут взять на себя остальной объем работы? Гарантируете, что это реально?» – обратилась она к представителям мэрии.
Заместитель главы администрации Перми Людмила Гаджиева ответила, что в прошлом году проведены встречи с крупными пермскими перевозчиками. «Мы выяснили, что при новых правилах они смогут «закрыть» только 60% рынка. В связи с этим стали искать потенциальных участников аукционов из других регионов. Сейчас понимаем, что конкуренция на конкурсных процедурах должна быть – «внешние» перевозчики должны зайти в Пермь и взять на себя часть объемов», – рассказала она.
Председатель НП «Автолидер» Александр Богданов уверен, что для пермского бизнеса новые требования по пятилетним контрактам убийственны.
«У моей компании 48 машин, «старшей» – шесть с половиной лет, «младшей» – два года. Десять дней назад я мог участвовать в борьбе за пятилетние контракты. Сейчас автобусы требованиям уже не соответствуют», – посетовал он. «Неужели мы за 20 лет не заслужили того, чтобы остаться здесь работать? Какие претензии были к нам? Входили в любое положение, четыре года ездили при тарифе 20 рублей», – высказался он.
Дмитрий Самойлов задал перевозчику встречный вопрос: «Вы будете работать при стоимости автокилометра 112 рублей? Сможете получить банковскую гарантию?» «Банки подходили бы к этому вопросу индивидуально», – ответил г-н Богданов.
Предприниматель Николай Белоусов поинтересовался отдаленными перспективами: «Когда пройдет пять лет и придет время перезаключать контракты, снова нужно будет купить новые автобусы?». «Да, логика сохраняется, и нужна будет техника не старше двух лет», – подтвердил Анатолий Путин. «Получается, за пять лет перевозчик должен полностью окупить затраты на автобусы, что-то заработать, и все это при невысокой расценке», – удивился г-н Белоусов. «И значит, через пять лет для МУП «Пермгорэлектротранс» тоже будут покупать новые автобусы?» – повернул он вопрос в сторону расходов бюджета. Г-н Путин подтвердил и этот вывод.
Депутат Пермской гордумы Надежда Агишева спросила, через какое время при обозначенной модели снова встанет вопрос о повышении тарифа. «Ответить на этот вопрос можно будет после проведения аукционов, когда станет ясно, насколько перевозчики «упадут в цене», – сказал Анатолий Путин. Предприниматели в этот момент не смогли сдержать смех, их красноречивую и единодушную реакцию заметил Дмитрий Самойлов. «Упадем мы если только в обморок», – добавили предприниматели.
«Я, наверное, могу согласиться с теми расчетами, согласно которым 145 рублей нужно платить за автокилометр. И даже с другим расчетом ТПП, по которому экономически обоснованный тариф на проезд составляет 25 рублей. Единственное, никто не дал совета, где взять дополнительный миллиард рублей, чтобы следовать этой логике. Подскажите, пожалуйста», – сказал г-н Самойлов.
Руководитель ООО «Дизель» Эдуард Мирзамухаметов предложил снизить требования к подвижному составу в той части, которая не влияет на безопасность и качество перевозок. К таким он отнес установку медиапанелей и стационарных валидаторов во всех автобусах. Кроме того, по его словам, можно было существенно сэкономить, если закупать не полностью низкопольные автобусы. «На маршрутах из отдаленных районов нужны двухдверные машины с большим количеством сидений», – считает он.
Перевозчик Александр Стерлягов назвал еще один вариант «найти миллиард»: «Нормами федерального закона об организации пассажирских перевозок предусмотрено, что если у муниципалитета не хватает денег на регулирование тарифа, то часть маршрутов, или даже все, переводятся в категорию, при которой перевозчик сам устанавливает стоимость проезда».
Идею к переходу на нерегулируемый тариф Дмитрий Самойлов принципиально не принял: «В таком случае стоимость проезда составляет в среднем 30 рублей. На старте транспортной реформы одним из базовых принципов было, что мы не можем себе позволить допустить такого роста цен», – заявил Дмитрий Самойлов. «Идеология важна, но чтобы следовать ей, требуется финансирование», – возразил Александр Стерлягов.
«То, что сегодня прозвучали совершенно разные точки зрения, – естественно. Мы живем в быстро меняющемся мире, но «выбрасывать» все результаты долгой работы над новыми контрактами мы не позволим ни в коем случае. И для принятия окончательного решения будем руководствоваться интересами жителей Перми – здесь других вариантов нет», – подвел итог г-н Самойлов.
Власти считают, на аукционы на обслуживание маршрутов в Перми и крае придут иногородние игроки