Автор: Кристина Суворова
В социальных сетях жители поселка Тупица на правом берегу Камы сообщили о проводимых недалеко от их населенного пункта работах: «Через лес к Каме сделали просеку, растолкав лес в разные стороны. Пытаются сделать понтоны из досок, чтобы загнать тяжелую технику на реку. В рабочие дни трудятся человек тридцать», – рассказали очевидцы.
Как пояснили Business Class в министерстве транспорта Пермского края, началась подготовка к изысканиям для строительства Северного автомобильного обхода Перми. «В настоящий момент специалисты изучают гидрогеологические характеристики территории. Ведется мониторинг толщины речного льда, чтобы оценить возможности проезда по нему специальной техники при проведении изыскательских работ для проектирования моста через Каму. Анализируется возможность армирования льда для увеличения его несущей способности», – рассказали в ведомстве.
В министерстве подчеркнули, что Северный обход, частью которого станет автомобильный мост, будет проходить на значительном расстоянии от поселков Тупица, Глушата, Заозерье и не затронет малоэтажную застройку территории правобережья Камского водохранилища, а также объекты рекреации данной территории, в том числе Халаватовский пляж и базу отдыха ПНИПУ. Жители перечисленных выше населенных пунктов смогут попасть на новую автомобильную магистраль через сеть существующих местных и региональных дорог.
Как отмечают в минтрансе, это позволит на 30 км сократить расстояние между Пермью, Краснокамском и Добрянским, Ильинским муниципальными округами. Решается и ряд других задач: вдвое уменьшить время нахождения транзитного транспорта на территории Перми, обеспечить развитие Березниковско-Соликамского промышленного узла, снизить уровень загрузки Восточного, Южного и Западного обходов в условиях постоянного роста интенсивности движения.
По данным министерства транспорта Прикамья, проект Северного автомобильного обхода Перми должен быть готов и пройти государственную экспертизу до конца 2020 года. Разработкой документации занимается ОАО «Институт Гипростроймост» (Москва). Обход соединит автомобильные дороги Пермь – Березники и подъезд к Перми от трассы «М-7 Волга». Общая протяженность объекта составит ориентировочно 55 км. Проектом предусматривается поэтапное достижение ширины проезжей части в соответствии с ростом перспективной интенсивности автомобильных потоков: от двух до четырех полос движения. В состав обхода включен мостовой переход через Каму протяженностью около 2 км и транспортные развязки в разных уровнях на пересечении с существующими автомобильными и железными дорогами.
Северный автомобильный обход Перми включен в региональную адресную инвестиционную программу со сроком ввода в 2028 году и объемом финансирования 18,9 млрд рублей. Стоимость проектирования составляет 782 млн рублей. Северный обход, как и еще один дорогостоящий объект, дорога Губаха – Кунья, может стать платной трассой. Это случится, если для строительства потребуется привлечение денег частных инвесторов по форме государственно-частного партнерства.
Вместе с тем министр транспорта Пермского края Николай Уханов заявлял, что Прикамье будет претендовать на получение средств на строительство Северного обхода из центральной казны. «Считаем, что не только регион должен финансировать этот проект. Ведем переговоры с аналитическим центром при Правительстве РФ и Минтрансом России о выделении средств. Объект по всем критериям подходит под понятие магистральной инфраструктуры федерального уровня», – пояснял он.
Планируется строительство не только автомобильного, но и железнодорожного обхода Перми. Изначально в проработку был взят вариант со строительством моста в Пальниках, против которого выступали жители поселков Заозерье, Глушата и Тупица. Они были возмущены тем, что вблизи их домов может появиться железная дорога. Весной 2019 года в «РЖД» отказались от этой концепции, посчитав обход в таком виде слишком дорогим.
В результате был выбран вариант со строительством моста ниже Камской ГЭС. Запланированы двухуровневые развязки железной дороги с ул. Соликамской и ул. Новогайвинской. Общая длина участка – 4,65 км, в том числе мостовой переход – 2,4 км.
В конце 2019 года Свердловская железная дорога и правительство Пермского края одобрили концепцию и основные проектные решения по строительству Северного железнодорожного обхода. В этом году запланировано проектирование, в 2021-м должно начаться строительство. Стоимость Северного железнодорожного обхода оценивается в 25 млрд рублей. Затраты берут на себя «РЖД».