Одним указом правительства в России было запущено три крупных транспортных проекта государственно-частного партнерства: второй мост через реку Чусовую в Пермском крае, обход Хабаровска и мост через реку Обь в Новосибирске.
По каждому из проектов заключено концессионное соглашение, согласно которому расходы на строительство разделяются между федеральным бюджетом, региональным бюджетом и частными инвестициями.
Самый дорогой проект из трех – обход Хабаровска, совокупная стоимость которого 41 млрд руб. Чуть дешевле – мост через Обь: 40,9 млрд руб. Стоимость моста через Чусовую изначально оценивалась в 14 млрд руб. Если сравнивать доли частных инвестиций в проектах, то большого разброса не наблюдается. Наибольший процент частного капитала должен быть вложен в мост через Обь – 26% от общей суммы. На втором месте – обход Хабаровска (25%), на третьем – мост через Чусовую (22%). Однако пропорция в пермском проекте может измениться, как и стоимость.
Заметна огромная разница в ходе реализации трех проектов ГЧП. В Хабаровске, где генеральным подрядчиком является группа «ВИС», работы выполняются в срок. На темпы строительства не повлияло даже наводнение на Амуре в 2019 году. Как сообщил пресс-центр группы «ВИС», на ноябрь 2019 года техническая готовность магистрали составляла около 43%. Срок сдачи объекта назначен на осень 2020 года.
Строительство нового моста через Чусовую серьезно отстает по срокам. Генеральный подрядчик Чусовского моста АО «Стройтрансгаз» обещал соорудить к концу 2019 года 8 из 14 мостовых опор. Но в итоге к 4 декабря были готовы только технические подъезды на обоих берегах Чусовой и всего одна опора из 14. Срок сдачи объекта пришлось сдвинуть на 2022-й. В 2019 году неосвоенными остались 800 млн рублей, выделенные на строительство Чусовского моста.
24 марта 2020 года первый заместитель председателя правительства Пермского края Михаил Сюткин и министр транспорта региона Николай Уханов посетили стройплощадку. С руководством компании-концессионера и подрядной организации обсудили план-график работ на этот год и темпы строительства. Как рассказал Николай Уханов, на сегодняшний день выполнены подготовительные работы по реконструкции автодороги, ведущей к мосту. По плану идет строительство путепровода на транспортной развязке в районе поселка Пальники. Вместе с тем строительство основного моста ведется с отставанием от первоначального графика. «Пермской концессионной компании» и подрядчику «Стройтрансгаз» поручено увеличить число рабочих и техники на объекте, ускорить темпы строительства и сократить сроки отставания.
Новый мост должен улучшить транспортное сообщение Перми с крупными городами севера Пермского края. Он станет частью транспортного коридора Москва – Казань – Пермь – Ханты-Мансийск – Сургут – Томск. Реконструкция старого моста и строительство нового позволит ликвидировать пробки на переправе через Чусовую, особенно в дачный сезон. Проезд по мосту планируется сделать платным, но только для транзитного транспорта. Как поясняла Наталья Чазова, заместитель министра транспорта региона, решение вопроса о платности моста зависит от того, на ком лежат риски низкого трафика, – на инвесторе или на бюджете Пермского края. «Мы долго спорили об условиях концессионного соглашения, но в итоге взяли эти риски на себя. Поэтому у нас будет возможность гасить затраты инвестора за счет бюджета. Для этого надо только принять соответствующее решение», – отмечала она на заседании рабочей группы в Законодательном собрании.
Новый мост станет «близнецом» существующего. Он будет расположен на расстоянии 18 м от действующего моста и должен будет принять на себя половину транспортной нагрузки. Предполагается, что как только будет окончено строительство нового моста, на него будет перенесено все движение на один сезон. За это время должна завершиться реконструкция действующего моста. Но пока не уточняется, будет ли проезд по новому мосту бесплатным, пока идет реконструкция старого.
Общая протяженность моста через Чусовую с подходами составит 12,2 км. Будет организованно 4-полосное движение. Расчетная скорость движения – 120 км/час. Протяженность самого моста – 1,5 км. Планируется реконструировать развязку в районе поселка Пальники, новые развязки появятся на пересечении Соликамского тракта с ул. Корсуньской, а также между Восточным обходом и ул. Цимлянской.
Условия концессии:
Концессионное соглашение по мосту через Чусовую с подходами было заключено ООО «Пермская концессионная компания» («ПКК»). Генподрядчиком строительства моста выбрано АО «Стройтрансгаз». По условиям договора срок концессии составит 15 лет. Пропорции финансирования изначально заявлены такие: доля федерального бюджета – 9,5 млрд руб. регионального – 1,4 млрд руб. и 3,1 млрд руб. – средства концессионера.
Летом 2019 года бывший губернатор Прикамья Максим Решетников заявил, что оценочная стоимость объекта концессии увеличилась на 3 млрд рублей. В конце ноября стало известно, что из федерального бюджета на объект будет выделено дополнительно даже больше – 5,3 млрд рублей. В феврале 2020 года в министерстве транспорта Пермского края сообщили, что анализируют новую смету на строительство Чусовского моста, итоговая стоимость объекта будет озвучена по окончании этой работы. Business Class направил в ведомство запрос о результатах.
Новая дорога соединит между собой сразу три федеральные трассы: «Уссури», «Амур» и «Восток». В перспективе развитие проекта обеспечит выход на сеть автомобильных дорог Китая. Также трасса должна разгрузить центр Хабаровска от транзитного транспорта.
Проезд по обходу будет платным, базовая ставка – 6 рублей за километр. Но первые три месяца проезд останется бесплатным.
Общая протяженность обхода Хабаровска составит 26,8 км. Проезжая часть шириной 15 метров, 4 полосы движения и максимальная разрешенная скорость 120 км/час позволят пропускать до 25 тысяч автомобилей в сутки. Дорога будет проходить через 5 транспортных развязок, 24 моста и путепровода. На различных участках будут установлены 5 пунктов взимания платы барьерного типа.
Условия концессии:
Концессионное соглашение по строительству обхода Хабаровска было подписано с ООО «Региональная концессионная компания», которое входит в Группу «ВИС». Соглашение заключено сроком на 15 лет, из них 3 года отведено на строительство. Общая стоимость проекта – более 40 млрд руб., 25% этой суммы – средства частного инвестора. Финансовым агентом выступает «Газпромбанк».
Генподрядчик моста через Обь – тот же, что у обхода Хабаровска: группа «ВИС». Но ситуация выглядит совсем иначе. На данный момент ведутся только подготовительные работы, а строительные начнутся в апреле 2020 года. Причина такого сильного отставания кроется в проблемах юридического и бюрократического характера. В 2017-2018 годах Новосибирская область ждала выделения федеральных средств на новый мост. Еще год ушел на суды с владельцами частных земель, попавших в зону строительства. Недвижимость приходилось выкупать и изымать в пользу государства в судебном порядке. Срок сдачи моста перенесен с 2020 года на 2023 год.
Все началось с долгого ожидания выплаты средств из государственной казны. В итоге концессионное соглашение пришлось заключить с условием начала работ без федерального финансирования. Часть обещанной суммы поступила только к концу 2018 года – 400 млн рублей.
6 февраля 2019 года было объявлено о начале строительства. Но тут же начались судебные тяжбы по изъятию частных земель, располагавшихся в зоне строительства моста. Новосибирское правительство специально учредило ГКУ «Мост», которое занималось ведением судов. Властям также пришлось дополнительно выделить 700 млн рублей на затраты по выкупу участков.
Суды с владельцами земель стали не единственным препятствием. ГКУ «Мост» также судился с подрядчиком по выносу коммуникаций из зоны строительства. В итоге все эти факторы привели к тому, что группа «ВИС» получила разрешение на строительство только 3 марта 2020 года. Выданное разрешение позволит приступить к основным работам уже в апреле 2020 года.
Общая строительная длина объекта составляет 6,4 км с учетом всех съездов и масштабных развязок. Протяженность самого мостового перехода – 1,5 км. Мост будет шестиполосным. Расчетная скорость движения транспорта – 100 км/час.
Условия концессии:
Концессионное соглашение было подписано с группой «ВИС». Общая стоимость реализации проекта составляет 40,9 млрд рублей, где 26,3 млрд – грант из федерального бюджета; 3,9 млрд руб. – средства концедента; 10,7 млрд руб. инвестирует концессионер.
Сравнение показывает, что Пермь оказалась середнячком, продвинувшись в реализации проекта ГЧП дальше, чем Новосибирск, но заметно отстав от Хабаровска. Один из членов общественного совета при краевом минтрансе считает, что причины кроются в условиях концессионного соглашения, которое разрабатывалось в 2016 году при министре транспорта Алмазе Закиеве и губернаторе Викторе Басаргине.
При определении концессионера одним из конкурсных критериев помимо величины капитального гранта была плата концедента (Пермского края) во время эксплуатации моста в период действия соглашения. Начальная сумма была установлена в размере 11,4 млрд рублей (примерно на 12 лет). «Пермская концессионная компания» снизила плату концедента на порядок, указав в своем предложении величину 499 млн рублей. «Возникает вопрос, как при таких условиях инвестор будет возвращать свои трехмиллиардные вложения в объект. За счет сбора платы только с транзитного транспорта это сделать нереально, концессионеру останется только попытаться вернуть средства за счет рентабельности строительства», – рассуждает собеседник.
С этим он связывает удорожание строительства. В минтрансе давали свое объяснения необходимости корректировки проектно-сметной документации: с первоначальной разработки проекта (2008-2014 годы) существенно изменились нормативная и законодательная базы, увеличилась интенсивность движения транспорта. Эксперт, в свою очередь, замечает, что новая нормативная база действует и в Хабаровске, однако там объект не подорожал.
Еще одно отличие, на которое стоит обратить внимание: в Хабаровске и Новосибирске концессионером и генеральным подрядчиком выступает одна и та же группа компаний, в Перми это не связанные между собой лица. Кроме того, при заключении концессионного соглашения 49,9% долей «ПКК» принадлежало группе ВТБ, но спустя несколько месяцев пакет был продан. Единственным участником общества стала компания ООО «Актив». Организация зарегистрирована в Великом Новгороде, ее совладельцами являются четыре физических лица. Они же выступают учредителями АО «Институт «Стройпроект», которое занимается дорожным проектированием.