Игорь Орлов, депутат Законодательного собрания Пермского края, руководитель постоянно действующей рабочей группы по вопросам обеспечения общественной безопасности и правопорядка в Пермском крае:
– Сегодня в условиях пандемии коронавируса нового типа все ветви и уровни власти в Пермском крае проходят испытание на прочность. По прошествии первых недель режима повышенной готовности стали видны тонкие места в системе здравоохранения, охраны общественного порядка, работы коммунального сектора и транспорта. По-разному на ситуацию реагируют муниципалитеты.
Случившийся кризис обнажил многие проблемы и заставляет задуматься о том, как нам подготовиться к подобным ситуациям на будущее. Тем более, что до поголовной вакцинации от нового заболевания далеко, а это значит, что, поборов первую волну эпидемии, мы вполне можем столкнуться с ее следующими наступлениями, в том числе – на нашем локальном «фронте».
Со 2 апреля Пермский край переходит на режим полной самоизоляции. Что это значит?Сегодня многие мои коллеги, прежде всего из крупного бизнеса, задаются вопросом о том, надо ли в таких случаях вводить режим ЧС или того больше – ЧП. Это предмет широкой дискуссии по всей стране. Мой ответ – нет. Режим ЧС предполагает целый комплекс мероприятий и ограничений, который мало кому может понравиться. И если сейчас речь идет о временном ограничении экономической активности многих отраслей экономики, то в режиме ЧС, например, на место закупок товаров и услуг может вводиться режим их временной реквизиции в интересах государства. По сути это военная мобилизационная модель, которая решает задачи выживания государства. Это полный отказ от привычной жизни и огромные потери бюджета не только этого года, но и последующих.
Режим повышенной готовности, который введен практически во всех регионах страны, позволяет решать задачи более мягкими методами. И здесь во многом начинает работать механизм пропаганды и агитации соблюдения вынужденных мер и ограничений, метод кнута в виде штрафов и других мер ответственности. По прошествии первых недель мы видим, как индекс самоизоляции в той же Перми с рекордных значений скатился до средних. Региону на старте удалось избежать резкого роста заболевших, хотя риск вспышки сохраняется, и мы в лучшем случае в середине пути по выходу из кризиса.
Сказывается наш менталитет. Привычное «авось пронесет» сегодня можно наблюдать на улицах города Перми. Молодые родители в защитных масках гуляют с детьми в колясках, у которых из защиты – соска во рту. Пенсионеры, которые не соблюдают дистанцию в продуктовых магазинах и на третью неделю режима самоизоляции. Депутаты Пермской городской Думы, которые озаботились в марте вызвать на доклад министра здравоохранения и Главного санитарного врача, да позабыли принять решение о своей работе в дистанционном режиме и сейчас банально не могут собраться, чтобы принять нужные городу решения. Решения, которые надо принимать быстро! Люди не должны оставаться один на один с проблемами!
Власти объяснили правомерность требования о самоизоляции без режима ЧСПока что городские власти показывают, что не готовы работать в условиях эпидемического вызова. Руководство мэрии отчитывается о дезинфекции города и прежде всего жилых домов, хотя системную и ежедневную работу в 99 домах из 100 в городе никто не организовал. Люди пишут в соцсетях, что это не более чем показуха. Раз в неделю в лучшем случае – дезинфекция в жилом фонде, и та – дедовским способом: ведро, тряпка и хлорка. Отчет наверх, самоуспокоение, привычная рутина – вот наше все. Меня поразило, что ситуацию, когда на Пасху в городских церквях, несмотря на режим самоизоляции, собралось более двух тысяч человек, мэр Перми записал себе в актив, дескать, раньше бывало и 12 тысяч. Ноль должно было быть в этом году, Дмитрий Иванович! И мы еще не знаем последствий от этой вашей «победы». Но скоро узнаем.
Оперативный штаб Пермского края по сути дает пример режима работы в нынешних условиях прежде всего муниципалитетам. Вот он, пример, – берите его на вооружение и работайте. Введите это в систему и создайте вертикаль на районные администрации, на микрорайоны, чтобы каждое ТСЖ и управляющая компания включались в эту работу не для галочки, а для результата. Чтобы по прошествии трех недель самоизоляции в городе наконец исчезли кучи мусора и антисанитарные условия. Где вся эта армия активистов ТОС, квартальных ответственных за благоустройство за бюджетный счет – вопрос риторический.
Очевидно, что на передовой борьбы с эпидемией сегодня врачи и полицейские. Им нужна поддержка не только на уровне края, но и на уровне муниципалитетов!
Социальные ролики, которые крутятся во всех СМИ, содержат простой посыл к людям – оставаться дома. Для того, чтобы система справилась с вызовом. Пока можно говорить, что общество реагирует на эти призывы вяло. А это значит, что у регионального оперштаба, системы здравоохранения, силовых структур в ближайшее время еще много работы и неприятных уроков.