Автор: Кристина Суворова
Александр Егорович, как вы оцениваете итоги аукционов на обслуживание маршрутов в Перми?
– Главное достоинство этих конкурсных процедур – они прошли конкурентно. Новых иногородних игроков пришло двое, никто не получил монопольного преимущества. Кроме того, экономия в ходе торгов по некоторым лотам составила до 12%. Самое важное – при работе в конкурентных условиях поднимается качество услуги, и от этого выиграют пассажиры. Наконец-то мы видим конкретный результат спустя полтора года обсуждений условий новых контрактов на обслуживание маршрутов. Случилось то, что давно должно было случиться.
Не разделяю стенания тех местных перевозчиков, которых «вытесняют с рынка», «душат» и прочее. По моим ощущениям, весь последний год требования к обновлению подвижного состава по новым контрактам только снижались. Изначально мы выставили самые жесткие условия, а затем наши бизнесмены обрушились на администрацию со всей свойственной им мощью и громкостью, и чиновники стали сдавать назад...
Перед объявлением аукционов требования к обновлению ведь ужесточили – в части пятилетних контрактов.
– Да, но не так, как было изначально. Первый вариант был самым жестким, и предполагал практически полное обновление транспорта в короткий срок.
Пермские перевозчики говорили, что необходимость получения банковской гарантии на пять лет стало препятствием для участия в аукционах. Но и среди них есть те, кто подал заявки и победил. Значит, у них все-таки получилось. А заявлять, что «мы местные, поэтому нам нужно дать послабления» – неправильно, это не конкурентно. Кроме того, помимо пятилетних контрактов будут заключаться договоры на более короткий срок. Предлагаются разные условия и стоимость транспортной работы. У предпринимателей есть выбор и возможность продолжать деятельность.
Начать работу по новым контрактам перевозчики должны с 1 июня, то есть времени на подготовку осталось совсем немного.
– Сейчас нужно очень жестко и последовательно добиваться четкого исполнения контрактов, как в части своевременного начала работы, так и дальнейшего соблюдения всех условий. Депутатский корпус со своей стороны, конечно, будет держать этот вопрос на контроле. Но я считаю совершенно ненужными игры в «кошки-мышки», когда один убегает, а другой ловит. Чиновники должны добросовестно выполнить свою работу, тогда никаких проблем не возникнет.
Если условия новых контрактов станут неукоснительно исполняться, тогда результаты аукционов можно будет считать позитивным итогом транспортной реформы?
– Нет, с такой формулировкой я категорически не согласен. На мой взгляд, по большей части транспортная реформа провалена. Перекроили маршрутную сеть, и многие жители этим недовольны. Подняли стоимость проезда, а ради чего? И самое главное – насколько обоснованы и прозрачны расчеты, положенные в основу. Я согласился бы поддержать такое непопулярное решение, как повышение тарифа, но не в том случае, когда предполагается, что администрации нужно поверить на слово. Так что если смотреть на общую картину, то про итоги аукционов на обслуживание маршрутов можно сказать: «Наконец-то сделано хоть что-то полезное», но не более того.
В Перми обновляют не только автобусы, но и трамваи. Город получил девять современных вагонов. В нынешней непростой ситуации они не кажутся излишеством, как, например, «умные остановки» или «умный свет», целесообразность трат на которые у депутатов вызвала сомнения?
– Закупка трамваев состоялась еще в 2019 году. Знаю, что была подана жалоба на проведение аукциона. Если какое-то нарушение было допущено, соответствующие органы разберутся и примут решение. Пока окончательного вердикта нет, а новые вагоны уже работают на линии. На них ездят не чиновники, а простые горожане, и ключевой момент в повышении уровня комфорта для пассажиров. Кроме того, с обновлением трамваев увеличивается устойчивость функционирования всей системы электротранспорта.
С начала июня стартует второй этап внедрения новой маршрутной сети. Первые изменения произошли в апреле. Можно ли сейчас подводить какие-то итоги?
– С апреля действует режим самоизоляции, и картина не очень репрезентативная. Пассажиропоток сильно снизился, поэтому последствия изменений маршрутной сети не так заметны, как могло быть. Со временем ситуация стабилизируется, и, надеюсь, к осени общественный транспорт поедет в нормальном режиме. Вот тогда нужно будет внимательно посмотреть, как заработает новая маршрутная сеть. Изменения должны быть в интересах людей, которые пользуются общественным транспортом. Мы постоянно общаемся с горожанами и не оставляем без внимания их обращения. Если на практике окажется, что маршрутная сеть требует корректировки, будем добиваться внесения изменений.