Автор: Кристина Суворова
1 июня 2020 года стало знаковой вехой в истории пермского транспорта. Город первым в стране заключил с перевозчиками долгосрочные брутто-контракты, по условиям которых исполнителю оплачивается определенный объем работы, а выручка от продажи билетов перечисляется заказчику, то есть в бюджет Перми. «Длинных» договоров заключили два вида – на пять лет и на три года. В первых сосредоточились основные финансовые ресурсы – более 16 млрд рублей, но и требования к технике и к обеспечению контрактов предъявлены самые высокие. В трехлетних соглашениях стоимость работы ниже, но и условия проще.
В «высшую лигу» смогли попасть единицы пермских перевозчиков. Вместе с муниципальным предприятием «Пермгорэлектротранс», получившим контракты на 3 млрд рублей, на рынке теперь заправляют две компании, пришедшие из-за пределов региона. Подмосковное ООО «Автомиг» получило объемы на 6 млрд рублей, столичное ООО «РТ-Лайн» – на 4,3 млрд рублей. На всех пермских частников теперь приходится всего порядка 20% от общей суммы пятилетних и трехлетних договоров.
Многим удалось сохранить работу только на ближайшие полгода: на такой срок мэрия была вынуждена разыграть часть маршрутов, которые остались невостребованными в рамках контрактов на три года. Потеснили не только мелких игроков, но и местных гигантов. Все закамские направления, которые обслуживало ООО «Мега-Групп», получил «Автомиг». Пермскому перевозчику досталось только несколько коротких контрактов. Долгосрочных соглашений не заключил и другой опытный перевозчик – ООО «Вираж» Александра Богданова. Компания «Дизель» на три года сохранила за собой часть объемов, но потеряла ключевые маршруты №32 и №77, которые достались москвичам.
Забуксовали на старте.
Иногородние перевозчики должны были подготовиться к работе в довольно сжатые сроки. В целом они успели обосноваться в Перми – нашли автобазы, набрали людей, назначили руководителей «на местах». Но не в лучшем виде решился вопрос с техникой – заказали автобусы в полном объеме, однако на линию 1 июня выйти успели далеко не все новые автобусы. «Автомиг» смог выпустить около 70 машин 2020 года (еще 40 предстоит обновить). «РТ-Лайн» пришлось выезжать на временно арендованных автобусах, поскольку поставка «ЛиАЗов» с завода задержалась из-за коронавируса. «Подменные» машины оказались потрепанными, и хоть с такими допускается начать работу, впечатление было испорчено.
На подготовку техники время еще есть: по условиям пятилетних контрактов к 15 июля 2020 года 30% автобусов должны быть не старше пяти лет, экологического класса «Евро-5», полностью низкопольными и оборудованными автоматизированной системой мониторинга пассажиропотока, а также медиапанелями. И только к концу года новым должен быть весь парк. Но в восприятии пассажиров, которым было обещано обновление техники в результате реформы, старт 1 июня выглядит провальным. Особенно для тех, кто пользуется центральными маршрутами, на которых многие пермские перевозчики, загодя готовясь к аукционам, выпускали свежую технику.
В результате 2 июня социальные сети были полны недоуменными комментариями: «Что за аукционы вы проводите, если новые автобусы меняют на старые?».
Долго ждали.
Появились и первые жалобы на долгое ожидание автобусов. Недоработки в этой части подтвердили и данные администрации. «1 июня допустила сбой компания «РТ-Лайн», были проблемы в работе автобусных маршрутов №14 и №32. Не обеспечил полное выполнение графика и перевозчик «Автомиг» на маршрутах №№15, 20, 60. По итогам первого дня общее количество вывода автобусов на линию составило 92%, что гораздо меньше нормативного уровня», – сообщил в Instagram глава Перми Дмитрий Самойлов.
«Несмотря на то, что сегодня этот показатель вырос до 97%, меня категорически не устраивает начало работы по новым контрактам в рамках изменения маршрутной сети. Департамент транспорта должен выставить финансовые претензии за несоблюдение условий контрактов, такое требование уже озвучено руководителям отрасли. Если по итогам первой недели ситуацию не исправят, будем ставить вопрос о расторжении контракта», – заявил г-н Самойлов.
Хотели больше, получили меньше.
1 июня «Автомиг» задействовал на маршрутах №№ 15, 20, 60, 64, 77, 80 около 15 автобусов Lotos-105. Согласно информации на сайте производителя пассажировместимость этих машин – 72 человека. Тогда как согласно аукционной документации для работы требуются автобусы, рассчитанные не менее чем на 90 пассажиров. В администрации Перми Business Class сообщили, что, согласно предоставленным в адрес департамента транспорта документам, максимальная пассажировместимость автобусов марки Lotos-105 может достигать 92 человека. Директор пермского филиала ООО «Автомиг» Игорь Сасунов в разговоре с «bc» заверил, что компания не нарушила требования контрактов. По его словам, автобусы комплектовались производителем конкретно под предъявленные администрацией Перми условия.
Есть еще один нюанс, на который все же стоит обратить внимание. В ходе обсуждения транспортной реформы рассматривался (но не был принят) вариант запуска на закамских направлениях автобусов особо большого класса (например, с «гармошкой»). Lotos-105, наоборот, можно назвать «не особо большим». Формально он относится к тому же классу, что городские «МАЗы», «ЛиАЗы», «Волгабасы», но все же уступает им по габаритам. Большой автобус, как правило, длиннее 12 метров, а Lotos-105 (если ориентироваться на информацию на сайте завода) – 10,5 метра. Еще он заметно дешевле названных выше автобусов. С точки зрения перевозчиков, это делает ситуацию несправедливой, поскольку в цену контракта заложена стоимость, условно говоря, 12-метрового автобуса.
Первые штрафы.
В первый день работы новички попались и на нарушениях в части технического состояния автобусов и лицензионных требований. Так, например, у всех водителей автобусов маршрута №32 отсутствовало обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика. Ни в одном из автобусов этого маршрута не было графика санобработки транспортного средства. У половины автобусов №32 были тонированы передние боковые стекла, ограничивающие видимость места водителя. На других автобусах маршрута так же были обнаружены неисправности антиблокировочной системы, огнетушителя и внешних цветовых приборов. Часть транспортных средств не имели списка наименования пунктов маршрута. По итогам рейда составлено 10 протоколов о привлечении к административной ответственности собственника транспортных средств. Такие итоги совместной проверки с Ространснадзором и УГИБДД маршрутов №20 и №32 обнародованы в Instagram-акканте министра транспорта Пермского края Николая Уханова. Указано, что каждое из выявленных нарушений «запрещает эксплуатацию транспортных средств». По результатам рейда составлено десять протоколов о привлечении к административной ответственности собственника автобусов.
С 1 июня в Перми изменятся маршруты автобусов. Рассказываем, что ожидает пассажиров