Автор: Даниил Сенин
На пресс-конференции, организованной ТАСС совместно с АО «ОДК» и АО «ОДК-Авиадвигатель» журналистам федеральных и региональных СМИ продемонстрировали изготовленную из полимерных композиционных материалов (ПКМ) лопатку вентилятора, который будет использоваться в двигателе нового поколения – ПД-35, самом мощном в истории отечественного авиапрома. Представители предприятий пояснили, что в прошлом месяце состоялись первые испытания, результатами которых не удалось поделиться сразу из-за пандемии, но откладывать радостные новости и дальше было просто нельзя.
Лопатка будущего двигателя чернела и отливала блеском на столе, за которым сидел Александр Иноземцев, управляющий директор-генеральный конструктор «ОДК-Авиадвигатель». Он с удовольствием демонстрировал плоды трудов сотен людей, благодаря которым отечественная гражданская авиация сможет занять место в своеобразном «элитном» международном клубе – среди стран-обладательниц технологий использования ПКМ в двигателестроении.
«Великий отечественный авиаконструктор Андрей Туполев как-то сказал: только красивые самолеты хорошо летают. Вот эта лопатка точно будет достойна оказаться в небе», – заявил г-н Иноземцев.
Помимо красоты, важнейшая отличительная черта созданной композитной лопатки – полная самостоятельность и независимость от мирового опыта в производстве подобной детали. По словам Валерия Гейкина, заместителя генерального директора-руководителя приоритетного технологического направления «Технологии двигателестроения» АО «ОДК» создателям двигателя приходится работать в очень короткие сроки, в условиях недостаточного из-за санкций научного задела и отсутствия доступа к опыту западных производителей. Все делается своими руками. И умами.
«Нужно понимать, что без технологии создания лопатки вентилятора из ПКМ нечего и говорить о создании такого мощного перспективного двигателя как ПД-35. Это определяющая, ключевая технология из двух десятков других т.н. критических технологий. Большая заслуга команды Александра Иноземцева в том, что в короткие сроки эту сложную задачу решили,» – отметил г-н Гейкин.
Аналогичными технологиями сегодня обладают только несколько международных двигателестроительных корпораций – британская Rolls-Royce, американская General Electric (в связке с Pratt & Whitney) и французская Safran SA. Они шли к изготовлению полимерных лопаток десятилетиями. В РФ этот процесс может пройти гораздо быстрее. принципиальное значение состоявшегося первого этапа испытаний этого критически важного узла двигателя. Дело в том, что сегодня все авиационные двигатели отечественного производства оснащены титановыми лопатками. В новейшем двигателе ПД-14 разработки пермского КБ использована перспективная разработка – широкохордная полая лопатка, но и она титановая. А металл – это большая масса. Создать двигатель большой тяги с титановыми лопатками (а у ПД-35 они гораздо длиннее, чем у ПД-14) практически невозможно.
В половине проектов по реализуемым в Прикамье СПИК уже осваивают производство новой продукции«Масса летательных аппаратов и двигателей, используемых на них, – это проблема номер один. Поэтому в большом тяжелом двигателе вопрос снижения массы фактически стоит всегда на первом месте», – объяснил Александр Иноземцев.
Пермские конструкторы всегда стремились к снижению массы двигателей. Разработанная ими высокотехнологичная пустотелая титановая лопатка снизила вес «сердца» самолета на 30%. Новая же пластиковая лопатка сделает это еще примерно на 30%, обеспечив при этом необходимый уровень надежности. По словам Александра Иноземцева, подобные технологические прорывы происходят в мире раз в 10-15 лет. А в отечественном двигателестроении, с момента создания предыдущего семейства двигателей ПД-14, таких прорывов не было уже 32 года. К слову, именно на базе ПД-14 и проводится тестирование инновационной лопатки из композитных материалов.
Несмотря на то, что зарубежные коллеги уже готовят очередное, новое поколение лопаток из ПКМ, пермские конструкторы уверены, что их технология обладает необходимым потенциалом и ничем не уступает аналогам.
Сейчас изолированная лопатка прошла полный цикл необходимых испытаний, прежде, чем встать на двигатель. В составе вентилятора прошел пока первый этап испытаний. В августе состоятся разгонные тесты на стенде в ЦИАМе (Центральный институт авиационного машиностроения). Затем еще потребуются исследования, связанные с устойчивостью лопатки к попаданию посторонних предметов. Первый полет двигателя ПД-14 с лопатками вентилятора из ПМК на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ состоится в 2021 году. Летные испытания полноразмерного демонстратора намечены на 2025 год.
«У нас создано около трех десятков опытных образцов. Мы их ломаем, рвем, трясем, обрываем… стреляем по ним из пулемета. В общем, все как обычно», – поделился генеральный конструктор «ОДК-Авиадвигатель».
Помимо прорыва технологического, разработка ПД-35 важна для Пермского края и в социально-экономическом аспекте. Только на разработку технологий, необходимых для создания ПД-35, выделено 180 млрд рублей. Сумма, которая понадобится для создания производственной линии, пока и вовсе не ясна. Но уже сейчас этот проект дает региону новые рабочие места и перспективы международного сотрудничества.
«Это прорыв для Перми, гигантская инвестпрограмма. Объем инвестиций в одну только испытательную базу – под 60 млрд рублей. У нефтяников и газовиков подобные проекты были, а вот в авиационной отрасли и в оборонке такое впервые», – резюмирует г-н Иноземцев.Пермский край занял шестое место в рейтинге по мерам поддержки бизнеса
Фото: пресс-служба АО «ОДК».