Автор: Анна Лобанова
В начале июля власти Санкт-Петербурга анонсировали появление в городе нового формата нестационарной торговли – мобильного транспортного средства, специально оборудованного для организации общественного питания. Этот нестационарный торговый объект (НТО) больше известен как «фудтрак». Они во многих городах России появлялись и раньше, но в нормативной базе их деятельность до сих пор не прописана.
Власти Пермского края подтвердили, что правовое регулирование работы фудтраков еще не сформировано на федеральном уровне. Они отмечают, что готовы оказать необходимую поддержку пермским рестораторам, если те рассматривают возможность использовать подобный НТО.
Как рассказали журналисту Business Class в краевом министерстве промышленности, предпринимательства и торговли, еще в прошлом году состоялся ряд встреч с представителями общепита и ресторанного бизнеса по этой теме. «Проводились переговоры с ведущими производителями фудтраков, обсуждалась возможность их размещения в общественных местах Перми. Достигнута договоренность поставки транспорта для пермского бизнеса на льготных условиях», – рассказали в пресс-службе регионального минпромторга.
Представители пермского ресторанного бизнеса считают, что полноценному развитию фудтраков в городе действительно мешает отсутствие законодательного регулирования мобильной торговли.
«Работа в данной сфере имеет множество ограничений, в первую очередь связанных с законодательством РФ. Фудтрак не может свободно передвигаться по городу и занимать удобные для себя позиции, поэтому чаще функционирует как обычное кафе. К тому же мест для работы в Перми очень мало», – комментирует Ольга Богданова, совладелец фургончика CREAM ice cream.
Также она отмечает, что данный формат бизнеса является сложным с точки зрения организации, поскольку в России он мало освоен. «Практически все приходится начинать с нуля. Но, конечно же, все трудности компенсируют эмоции людей и особенно радость детей», – добавляет г-жа Богданова.
В конце мая гриль-бар Smoky Dog анонсировал появление собственного смокера на колесах. Как рассказывают представители бара, идея обзавестись смокером появилась задолго до пандемии коронавируса. Еще до официального открытия бара в центре Перми, которое состоялось четыре года назад, заведение часто принимало участие в городских фестивалях и мероприятиях.
«Мы хотели, чтобы у нас появился мобильный смокер для разных городских фестивалей или частных мероприятий. Когда узнали, что в России собирают подобное устройство, решили, что хотим его приобрести. Со смокером на колесах удобно работать на выездных мероприятиях. Также можно размещать его на нашем заднем дворе или у Sheamus, сделав спецменю. Смокер пришел к нам к концу режима строгой самоизоляции, поэтому пока коптили на нем всего несколько раз», – рассказывает Сергей Болотов, директор по развитию баров Smoky Dog, Sheamus, Cheshire cat.
Глоток свежего воздуха. Рестораторы поделились первыми итогами работы летних кафеГ-н Болотов говорит, что подобная бизнес-модель находится пока еще на этапе «зародыша». Говорить о потенциальной популярности фудтраков в Перми пока рано. Чтобы обеспечить трафик в регионах, необходимо долго развивать рынок, и лучше, если это начнут делать те заведения, которые заслужили у горожан определенное доверие.
«С фудтраками как с хорошим дополнением к стационарной точке интересные вещи можно сделать. Людям это любопытно, особенно в условиях тех ограничений, которые сейчас есть. Но все-таки фудтраки – больше дополнительная услуга», – рассуждает представитель пермского ресторанного бизнеса.
По мнению Ольги Богдановой, главное место, где фудтрак может легко конкурировать и даже превосходить рестораны и кафе, – это фестивали, ярмарки и различные городские мероприятия. «На подобных мероприятиях народ ищет что-то новое и не приевшееся. Фудтрак – как раз новый формат, который сразу бросается в глаза. Опираясь на наш опыт, скажу, что он привлекает внимание и собирает вокруг себя много людей», – делится она.
Фудтрак – это кафе-фургон с мобильной кухней для торговли едой и напитками быстрого приготовления. Появились они в США. В России популярность стали набирать благодаря фестивалям еды, которые регулярно проходят в крупных городах. Согласно исследованиям российского профессионального ресурса, посвященным франчайзингу BUYBRAND, фудтраки входят в главные тренды-2020 на рынке общепита. На международной выставке франшиз BUYBRAND Expo, прошедшей в Москве осенью 2019 года, сразу несколько компаний представили франшизы в формате фудтрака. Эксперты отмечают, что они стоят значительно дешевле франшизы классического ресторана.
На сегодняшний день фудтраки с едой и напитками подпадают под действие закона «О нестационарной торговле». Согласно законодательству, торговля возможна лишь в специально обозначенных местах, а владелец фудтрака должен арендовать конкретный участок и работать только на нем. Ранее федеральные СМИ писали, что в декабре 2018 года Минпромторг внес в Госдуму законопроект, в котором вводилось понятие торгового объекта на колесах, но рассмотрение документа несколько раз переносилось по разным причинам. В итоге он так и не был принят.