Центральной темой очередного заседания депутатской комиссии по контролю за транспортной реформой в Перми стала сложившаяся в отрасли финансовая ситуация, которая остается плачевной. Ранее на основе данных за январь-июнь был спрогнозирован убыток по итогам года в пределах от 1,9 до 2,3 млрд рублей. Начальник департамента транспорта Анатолий Путин рассказал о показателях июля, и они свидетельствует, что положение дел не улучшилось. Несмотря на рост пассажиропотока по сравнению с июнем (с 60% до 71% от планового показателя), расходы на оплату транспортной работы существенно превысили доходы. Разрыв за месяц составил 245 млн рублей.
Депутат Сергей Богуславский отметил, что увеличение количества поездок в общественном транспорте сопровождалось ростом доли безналичной оплаты (проезд в таком случае стоит дешевле) и популярности бесплатных пересадок. Анатолий Путин согласился, что эти два фактора повлияли на объем доходов. При планировании бюджета администрация заложила среднюю стоимость одной поездки с учетом всех льгот и скидок 21,7 рубля, а фактически она сейчас составляет 21,4 рубля.
Однако в мэрии настаивают, что основная причина роста убытков – коронавирус. Депутаты с этим не согласны и указывают на то, что пассажиропоток изначально был спрогнозирован ошибочно, а также обращают внимание на неполный сбор выручки кондукторами. Эти моменты проговаривались на прошлом заседании комиссии, а также на последующих рабочих встречах Сергея Богуславского и председателя комиссии Александра Филиппова с главой города Дмитрием Самойловым и ответственными за транспорт чиновниками. Депутаты представляли собственный анализ имеющихся данных и пришли к пониманию, что нужно сокращать объем транспортной работы там, где он завышен, и особенное внимание уделить маршрутам, еще не разыгранным на длительный срок.
«Коллеги всеми силами пытаются направить департамент и транспорта на путь истинный. Но сегодня мы слышим, как администрация продолжает сваливать все проблемы на коронавирус. Каким образом считали экономику реформы, что она принесет нам колоссальные убытки? Кто за это ответит?» – возмутился депутат Павел Фадеев. Услышав очередной ответ о влиянии пандемии, он сделал вывод, что вопросы необходимо адресовать главе города.
Непонимание депутатов также вызвало намерение администрации уже в конце августа выставить на торги маршруты, которые сейчас обслуживаются в рамках коротких контрактов (это около трети рынка). По ним планируется заключить пятилетние соглашения. «Эта часть маршрутов – одна из последних возможностей сбалансировать экономическую модель отрасли. Поэтому нужно провести детальный анализ и скорректировать условия работы, чтобы не пролонгировать убытки», – подчеркнул Александр Филиппов.
Анатолий Путин рассказал, что на основе анализа загруженности автобусов сформирован ряд предложений по изменению схем движения. Для сокращения расходной части бюджета корректировке могут подвергнуть, например, маршруты № 28, 29, 19 и 42. С той же целью на некоторых направлениях задуман переход к транспорту меньшей вместимости. Это касается направлений 5, 7, 12, 40, 41, 47, 54, 56, 62, 63. На маршрутах № 38, 51, 68 предлагается уменьшить количество техники на одну-две единицы. Для повышения дохода планируется усилить контроль за оплатой проезда, в том числе расширив штат контроллеров с 18 до 35 человек.
Сергей Богуславский был удручен всем услышанным. «Две недели назад после встреч на тему транспортной модели, в том числе и с главой города, у меня возник оптимизм: ситуация динамично развивалась, мы обсудили конкретные вещи, которые надо делать для уменьшения убытков. Речь шла о принципиальных решениях по оптимизации как маршрутной сети, так и объема транспортной работы. Сегодня выступления от лица администрации лишили меня этого оптимизма, потому что в новых контрактах департамент торопится зафиксировать имеющиеся убытки. Изменения маршрутной сети, которые мы предлагали, пока не внесены. Если до конца сентября подход не будет кардинально пересмотрен, мы будем тратить на отрасль колоссальные средства в течение ближайших пяти лет», – акцентировал он.
Александр Филиппов выступил с предложением рекомендовать администрации сдвинуть на более поздний срок проведение аукционов среди перевозчиков, и коллеги его поддержали. Депутат отметил результат реформы, связанный с обновлением подвижного состава в рамках долгосрочных контрактов с перевозчиками, но предостерег от одностороннего взгляда на вещи. «У нас появился прекрасный транспорт, новый, оформленный в едином стиле, и эта модернизация должна продолжиться. Но надо решать проблемы с управлением доходной частью», – акцентировал он.
Председатель комиссии также рассказал, что депутатский час на ближайшем заседании думы предполагалось посвятить транспортной реформе, но позднее этот вопрос был исключен из повестки. Но поскольку тема крайне важная, а сложившаяся в отрасли ситуация требует решительных мер, ее все же не оставят без внимания на пленарке. Планируется выступление, в котором будет собрана информация, полученная в ходе работы комиссии, и представлены сделанные выводы.
По мнению депутата Вероники Куликовой, главным итогом должна стать постановка вопроса о необходимости кадровых решений в транспортном блоке администрации. Ее поддержал Павел Фадеев, который также считает, что руководство транспортной отраслью – неэффективно. В этом же ключе высказался и Александр Филиппов. «Если эта команда останется у руля, через один шаг отрасль придет к «дефолту» – город не сможет выполнять свои обязательства в сфере транспорта», – полагает он.
Пермь претендует на приобретение в 2020 году 26 трамваев по федеральной программе