С 1 сентября в Прикамье возобновляется деятельность театров, концертных организаций, кинотеатров. Пока зал можно заполнить зрителями только на 50% и только с условием использования масок. Но все же это серьезный шаг к переходу к допандемическому формату работы. Business Class узнал у культурных учреждений, как они провели это время.
До эпохи пандемии социальные сети учреждений культуры работали на информирование: здесь аудитория узнавала о предстоящих премьерах и других новостях культурных институций. Но в одночасье соцсети стали единственным возможным инструментом связи, который дал возможность поддерживать контакт между музеем или театром и зрителем, а также предоставлять контент, по которому так соскучилась аудитория.
В этом году впервые театры закрыли сезон не в полном зрительном зале, а на просторах интернета. Онлайн-формат потребовал мгновенной реакции: очень быстро пермские театры запустили онлайн-трансляции своих представлений бес-платно, хотя раньше подобных онлайн-проектов не проводилось и было достаточно сложно найти представления театра в хорошем качестве в интернете. Стоит отметить, что благодаря подобным онлайн-трансляциям пермские театры приобрели новых зрителей не только в Перми, но и среди жителей разных городов России и даже других стран. К примеру, общее число онлайн-просмотров спектаклей Театра оперы и балета составляет почти 4,5 миллиона.
Но онлайн-проекты не ограничились только трансляциями представлений, зрители также смогли ближе познакомиться с артистами и сотрудниками театров. Пермский Театр-Театр запустил «ТТ-квартирник», где публиковались творческие видео артистов. Театр оперы и балета создал проект «Послушайте!», в котором сотрудники делились любимыми музыкальными композициями. Артисты Театра юного зрителя отвечали на вопросы зрителей онлайн. Также Театр-Театр запустил спектакль-карантин «Декамерон ТТ», чтение новелл Джованни Боккаччо, проекты «Сказки на ночь» и «Книжная полка ТТ». Театр юного зрителя организовал онлайн-читку повести Дэвида Алмонда «Ангелино Браун».
Представители пермских театров говорят, что живой театр нельзя полностью заменить на онлайн-представления, ведь важен прямой контакт со зрителем, каждый спектакль индивидуален и проходит по-разному. Возможно, пермские театры продолжат вести онлайн-трансляции, которые так полюбились зрителям. Но все же, как отметил художественный руководитель Пермского академического Театра-Театра Борис Мильграм, «театр всегда будет находить возможность вживую встретиться со своим зрителем, хотя бы с одним».
Пермская краевая филармония возобновит работу с 3 сентябряТеатры готовились к снятию ограничений. Директор Пермского академического театра оперы и балета Андрей Борисов рассказал, что была подготовлена специальная программа открытия нового сезона с учетом действующих рекомендаций Роспотребнадзора. Рекомендации влияют на репертуар, поскольку в них ого-варивается работа артистов на репетициях и спектаклях. Например, Роспотребнадзор предлагает исключить спектакли с хоровыми и массовыми сценами.
Директор Пермского театра юного зрителя Артем Агеев уверен, что новый сезон, безусловно, будет удачным, главное, чтобы он состоялся. Но пока даже более важным моментом является сиюминутная работа: возможность репетировать, готовить декорации к будущим представлениям и так далее. Тем более, что сейчас в ТЮЗе идет ремонт.
Столичные театры начали работать в июле-августе, билеты приобретаются очень активно. В Перми уверены, что наш зритель тоже живо отреагирует на открытие театров.
Галереи и выставочные залы получили возможность открыться раньше. Но в период самоизоляции они также активно работали в интернет-пространстве. Пермская художественная галерея и Музей современного искусства PERMM воплотили множество онлайн-идей. Самым популярным у Пермской художественной галереи оказался проект «Детали», позволяющий близко и тщательно рассматривать от-дельные произведения, узнать историю создания и контекст эпохи, посетить видео-экскурсии в фонды галереи, виртуальные тематические выставки.
Музей современного искусства PERMM создал «Нацпроект Лето», провел самую длинную музейную ночь в своей истории и смог удивить город «Вторжением в Пермь» с использованием виртуальной реальности: эффектным затоплением и заполнением города новыми арт-объектами.
Многие идеи, родившиеся в период изоляции, станут основой для продолжения работы музея и галереи. Культурные заведения планируют продолжать вести ряд онлайн-проектов. «Новый формат взаимодействия сделал нас ближе к аудитории социальных сетей, поэтому планируется укрепить онлайн-направление и усилить им традиционную деятельность», – прокомментировала Наиля Аллахвердиева, директор Музея современного искусства PERMM.
Директор Пермской художественной галереи Юлия Тавризян отметила, что хотя галерея и смогла создать новый виртуальный контент, но все же невозможно заменить ощущения от общения с подлинником.
Наиля Аллахвердиева подчеркнула, что виртуальная и дополненная реальность – это очень активно развивающаяся сфера. Она настолько быстро наращивает обороты и создает все более убедительные сенсорные аналоги реальных переживаний, что музеи будут вынуждены создавать в этом формате проекты – хотя бы потому, что это безгранично расширяет аудиторию музея.
1 августа Пермская художественная галерея и Музей современного искусства PERMM открыли полноценные офлайн-выставки. Меры предосторожности достаточно строгие: обязательное ношение маски, перчаток (рекомендовано), вход по предварительной записи, необходимость соблюдать социальную дистанцию. Количество желающих посетить выставки достаточно высокое, но, безусловно, ниже, чем в прошлом году. Наиля Аллахвердиева отметила, что причина заключается не только в боязни людей посещать такие мероприятия. Дело еще и в том, что август является самым сложным музейным месяцем в Перми, так как много людей по-прежнему за городом. Но меньшее количество компенсируется очень теплыми и восторженными отзывами посетителей галереи и музея, говорят сотрудники институций.
Фото: Пермская художественная галерея.