Автор: Кристина Суворова
Власти Перми изменили требования к подвижному составу, которые будут предъявлены при проведении новых аукционов на обслуживание маршрутов. Предполагается, что с 1 декабря на линию сможет выйти пятилетняя техника, но уже в 2021 году ее необходимо будет заменить машинами не старше года. Об этом рассказал руководитель МКУ «Гортранс» Вадим Паньков на заседании отраслевой рабочей группы в Торгово-промышленной палате города.
Действующими пятилетними контрактами установлено требование к 2021 году вывести на маршруты технику не старше двух лет и заменять ее по мере достижения семилетнего возраста. Ужесточение условий Вадим Паньков объяснил тем, что начальная цена договора рассчитывается, исходя из стоимости нового автобуса, а значит, власти вправе требовать технику не старше года. Он также отметил, что решение принято администрацией города совместно с властями края.
Вице-президент ПТПП Елена Гилязова подчеркнула, что изменения требований должны быть обоснованы с точки зрения целесообразности. По ее мнению, сейчас корректировки выглядят исключительно как инструмент для того, чтобы выдавить местный бизнес из еще одной отрасли, освободив место для московских перевозчиков, которые располагают гораздо большими ресурсами. Из того объема работы, который распределен на три-пять лет, им уже принадлежит подавляющая часть. Теперь речь идет об оставшихся 30% рынка.
Предстоит разыграть на пять лет 27 маршрутов, для обслуживания которых требуется 243 автобуса. Кроме новизны сформулированы следующие требования к подвижному составу: экологический класс «Евро-5», оборудование для перевозки маломобильных групп пассажиров, доля газовой техники от 20% до 40% к 2024 году, оснащение всего парка датчиками пассажиропотока, медиапанелями, стационарными валидаторами. По дополнительному оборудованию администрация предлагает дать отсрочку на четыре месяца (контракты начнут действовать с 1 декабря, а это требование – в марте).
Перевозчик Александр Стерлягов отметил, что ключевой параметр – возраст транспорта, еще менее недели назад назывался иной: до двух лет. Его коллега Андрей Биневский обратил внимание, что изменение идет вразрез с ранее декларируемой логикой. Первоначально власти выделили «флагманские» маршруты (с большим пассажиропотоком и проходящие через центр). По ним заключены пятилетние контракты, для исполнения которых требуются двухлетние автобусы. Остальные направления разыграли на три года и с более мягкими условиями, но не все аукционы состоялись. Не заинтересовавшие никого маршруты пришлось оставить в рамках коротких договоров. А теперь именно к ним предъявляются самые высокие требования относительно возраста транспорта.
Перевозчик высказал и свою версию происходящего: «Порог в два года был установлен для МУП «Пермгорэлектротранс», чтобы предприятие задействовало имеющиеся у него автобусы, а теперь, видимо, новые собираются покупать», – предположил Андрей Биневский. По его словам, логично установить в новых пятилетних контрактах такие же требования, как и в первый раз.
Александр Стерлягов напомнил об итогах прошлых аукционов. Они все прошли конкурентно, однако наибольшее снижение начальной цены произошло там, где пермские предприниматели смогли навязать борьбу иногородним компаниям. Если на новых торгах эта возможность сведется к минимуму, то и существенной экономии бюджет не получит.
Тему наполнения городской казны продолжил вице-президент ПТПП Вячеслав Белов. Он призвал внимательно проанализировать, куда платят транспортный налог перевозчики, пришедшие в Пермь из Москвы и Подмосковья (судя по номерам многих автобусов, они зарегистрированы не в Прикамье). Второй вопрос – куда идет НДФЛ работников этих организаций.
Тема бюджетных поступлений особенно актуальна в свете того, что транспортная отрасль по итогам 2020 года обещает принести бюджету убыток от 1,9 до 2,3 млрд рублей (то есть минимум на 1 млрд больше, чем изначально заложено в бюджете на покрытие кассового разрыва). Эта проблема стала центральной на заседании депутатской комиссии, которая началась сразу после совещания в ТПП.
Начальник департамента транспорта Анатолий Путин заявил, что новые аукционы планируется объявить в конце августа – начале сентября. Это вызвало недоумение у депутатов, так как ранее с мэрией была достигнута договоренность предварительно провести анализ пассажиропотока и внести корректировки в контракты, чтобы сократить убытки.
Александр Стерлягов засомневался, что город в текущей экономической ситуации может позволить себе предъявлять такие высокие запросы к подвижному составу, о которых было заявлено. Г-н Путин отметил, что повысить требования удалось в рамках имеющегося объема бюджетного финансирования. Первоначально к работе на маршрутах, которые сейчас готовят к выставлению на торги, планировалось допустить автобусы до десяти лет.
Чиновник также рассказал, что предприняты меры для сокращения издержек: на некоторых направлениях уменьшен объем транспортной работы, на других – понижен класс вместимости автобусов. «Новые контракты будут оплачиваться в 2021 году. По разрыву между расходами и доходами мы вписываемся в параметры бюджета. На 2021 год в нем заложено порядка 1,1 млрд рублей», – сообщил Анатолий Путин.
Заместитель министра транспорта Александр Клебанов обратил внимание на необходимость контроля за доходной частью бюджета. «Почему оборудование, с помощью которого город может контролировать сбор выручки, собираются устанавливать через четыре месяца после начала работы по контракту? И датчики пассажиропотока, и видеонаблюдение нужно делать сразу», – высказался он. Замминистра отметил, что опытный перевозчик может подготовиться к работе по контракту заранее и заказать необходимое оборудование. Поставка транспорта также должна пройти своевременно. Поскольку в январе 2021 года планируется масштабное обновление транспорта, власти проработали с заводами-изготовителями вопрос о поставке необходимого количества техники. «ЛиАЗ» готов поставить 200 автобусов, «МАЗ» – 150, «НЕФАЗ» и «Волгабас» – по 100.
Власти Перми собираются отменить автобусный маршрут № 42Александр Стерлягов ответил, что подготовка осложняется тем, что администрация постоянно меняет правила игры. «Я как действующий перевозчик, который планирует участвовать в торгах, сейчас не знаю окончательных требований, все меняется на ходу», – посетовал он.
Депутат Павел Фадеев продолжил тему убытков транспортной отрасли. «Федеральное правительство датирует обновление транспорта в рамках программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В Перми обновлен транспорт на трех маршрутах. Почему федеральные деньги пошли частному перевозчику, а не муниципальному предприятию, что помогло бы бюджету легче перенести потери?» – спросил он.
Анатолий Путин ответил, что в заявке Пермского края на участие в программе было более 20 маршрутов, в том числе и те, которые обслуживает ПГЭТ. «Три маршрута из них выбрали в Министерстве транспорта РФ», – рассказал он.
Александр Клебанов добавил, что заявка подавалась осенью 2019 года, а результаты аукционов (кто на каком маршруте будет работать) стали известны весной 2020 года.
«Одно из важных условий получения субсидии – контракт с государственной лизинговой компанией, а так как край субсидировал покупку автобусов для ПГЭТ, то лизинга у предприятия не было. Сейчас мы планируем приобретение трамваев и автобусов по этой схеме», – пояснил он. «Сумма, которую можно получить по программе БКАД, рассчитывается исходя из численности населения города. Для Перми максимум – 2 млрд рублей. Около 400 млн рублей мы уже получили. Новую заявку подавали на всю оставшуюся сумму», – сообщил замминистра.
Александр Стерлягов заметил, что хотел бы также поучаствовать в программе. Александр Клебанов такой возможности не исключил, но подчеркнул, что решение принимается на уровне Федерации. «Сейчас и глава Пермского края Дмитрий Махонин, и министр экономического развития РФ Максим Решетников пытаются добиться того, чтобы Пермский край получил остаток средств – 1,6 млрд рублей. Я ратую за то, чтобы регион деньги получил, а их распределение – на стороне Минтранса РФ», – подчеркнул чиновник.