Александр Викторович, в августе вы внесли ставший резонансным законопроект об отмене штрафов за размещение НТО на придомовых территориях. Какова ваша мотивация?
– Прежде всего, как и все противники «реформы» НТО, я за порядок в сфере нестационарной торговли. Это касается и приведения ларьков к единому внешнему виду, и создания нормальной схемы размещения НТО. Но порядок не означает ликвидации всех ларьков на придомовых территориях и значительной части ларьков, расположенных на муниципальной земле. Ларьки – это вполне цивилизованный способ торговли. Более того, по многим параметрам они обыгрывают гипермаркеты и сетевые магазины.
Прежде всего – в обеспечении населения свежими овощами, водой, газетами. Я, например, стараюсь покупать овощи и фрукты именно в ларьках. Потому что они там более свежие, качественные и при этом относительно недорогие. И для меня стало шоком, когда внезапно оказалось, что в моем Дзержинском районе не осталось ни одного овощного ларька. Я уж не говорю о возможности купить воду и мороженое, гуляя по эспланаде или Комсомольскому проспекту, не заходя в сетевые магазины.
Словом итоги неутешительные?
– Более чем. При том, что даже формально заявленные цели не выполнены. К единому внешнему виду было приведено всего 98 ларьков. Но при этом снесено 1196 ларьков. Вдумайтесь в это: 1900 ларьков снесено. Значит, минимум 4000 человек лишились работы. И это в условиях проблем с занятостью в Пермском крае? А еще десятки ТСЖ лишились доходов, которые они использовали для оплаты ЖКХ. Более того, жители домов теперь будут вынуждены еще и штрафы заплатить. Для примера: одному из пермских ТСЖ выписали штрафы суммарно на 920 тысяч рублей. Это примерно двухмесячная сумма коммунальной платы. Маразм да и только.
И вы решили попытаться повернуть реформу вспять?
– Я решил устранить несправедливость по отношению к малому бизнесу и жителям Перми, которую допустил предыдущий губернатор Максим Решетников. При том, что никакой логики в проведении реформы такими методами не было. Мне лично кажется, что это была сугубо личная прихоть Максима Геннадьевича. Затем решения краевого суда, Верховного суда, определение Конституционного суда показали, что никакой юридической основы под статьей 6.15 Закона «Об административных правонарушениях в Пермском крае» не было.
Удивительно, что власти долго не отменяли эту бессмысленную статью и всячески отрицали значимость решений судов. Более того, Совет муниципальных образований начал готовить очередное переписывание этой статьи под другим соусом. И только в начале сентября, перед самими выборами, Дмитрий Николаевич Махонин заявил, что НТО на придомовых территориях имеет права на существование при условии соблюдения требований к внешнему виду.
После этого пришли положительные заключения губернатора, а также всех юридических и аналитических служб Законодательного Собрания на мой законопроект. Более того, в прошлую среду комитет по госполитике Законодательного Собрания при поддержке представителей правительства единогласно (включая депутатов от «Единой России») поддержал мой законопроект.
Но Законодательное Собрание ваш законопроект не поддержало. Почему это произошло и что вы намерены делать дальше?
– Честно говоря, я был очень удивлен. За день до этого казалось очевидным, что законопроект будет принят. Мы также договорились с правительством относительно обсуждения дальнейших шагов по новой политике в отношении НТО.
Киоск развернули на 180°. В Прикамье НТО могут вернуться на придомовую территориюВ итоге под предлогом того, что этот законопроект предвыборный, фракция «Единой России» «завалила» мой законопроект и поставила в неудобное положение правительство Пермского края, которое было вынуждено задним числом менять свое мнение. Тем самым коллеги политизировали в общем-то технический вопрос, не имевший абсолютно никакого отношения к приближающимся выборам. Списываю это на нервное состояние коллег в свете грядущих досрочных выборов.
Но я не вижу трагедии в итогах голосования. По факту противники реформы НТО победили. Процесс разработки новой политики в области НТО запущен. Более того, благодаря позиции коллег из «Единой России» он даже будет ускорен. Раньше речь шла о ноябре, теперь уже об октябре.
Но я не намерен на этом останавливаться. Считаю, что нужно дорегулирование работы малого бизнеса и повседневной жизни граждан на уровне региона. Нужно пересмотреть большинство положений закона Пермского края «Об административных правонарушениях» и ряд других законопроектов. Нужно также внимательно посмотреть на нормативные акты и повседневную практику правительства и муниципалитетов.
То есть вы против ограничения предпринимательства?
– Считаю, что принцип «конкуренция должна быть во всем» новоизбранного губернатора Дмитрия Махонина должен быть реализован не только на словах. Так же, как и его призывы к дерегулированию экономики, которыми он отмечался на посту руководителя Пермского отделения ФАС и в своей предвыборной программе.
Это означает, что все неправомерные ограничения для бизнеса на уровне региона, которые были установлены в последнее время, должны быть отменены. Это касается и НТО, и рекламного бизнеса, и застройки. Кстати, о застройке. Вот как бы все ни ругали Александра Репина за его отказ отдать бесплатно школу, по существу, он прав. Его задача как застройщика – строить жилье и платить налоги, а задача муниципалитета и края на эти налоги строить социальную инфраструктуру. Другое дело, что тактически он повел себя неправильно. Но это уже другой вопрос.
И шантаж, который власти осуществляли при предыдущем губернаторе в отношении застройщиков (не только «Сатурн-Р»), не способствует развитию инвестиционного климата в Пермском крае. Под словом «шантаж» я имею в виду навязанные застройщикам соглашения о строительстве социальной инфраструктуры и постоянные торги относительно повышения этажности в обмен на деньги. Правила для бизнеса должны быть простыми и понятными (как в свое время хотел сделать Олег Чиркунов со своим мастер-планом). Здесь можно строить здания такой-то этажности, здесь такой. И никаких исключений и поводов для торга. Разумеется, при условии, что власти не будут сознательно ограничивать этажность.
Ну вы прямо экономический либерал? Стоите за то, чтобы государство не вмешивалось в экономику.
– Я либерал-демократ и горжусь этим (улыбается). И как либерал-демократ я против излишнего вмешательства краевых властей и муниципалитетов в экономику. Более того, я против госкапитализма «пермского разлива». Опыт создания Пермским краем разного рода ОАО и ГУП глубоко не успешен. Начиная от истории от АО «РВ-Пермь» и заканчивая КРПК и ГУП «Теплоэнерго». Все они в основном генерируют убытки и провоцируют коррупцию, стоит просто несколько цифр посмотреть. За время работы этих организаций в них были вложены миллиарды рублей. А где результат? В результате убытки. И хотя в ряде случаях их создание было вынужденным (например, с ГУП «Теплоэнерго»), от этой практики нужно отказываться. Бизнес должен развиваться и зарабатывать деньги, а государство и МСУ заниматься социальными услугами.
При этом понятно, что без участия государства все равно не обойдешься, поэтому надо развивать государственно-частное партнерство. Тем более что у Пермского края есть успешные примеры. Тот же мост через Чусовой как самый крупный из них. Или аэропорт Пермь.
Возвращаясь к теме малого бизнеса, как вы оцениваете деятельность краевых властей по поводу коронавируса?
– Если говорить про налоговые льготы, которые были предоставлены малому бизнесу, то я оцениваю их положительно. Ставки по УСН и патентной системе стали реально очень низкими. Еще год назад о таких ставках нельзя было и мечтать. Да, они достались не всем, и система льгот по ОКВЭД, мягко говоря, не самая эффективная, но все равно льготы очень большие.
Значительно хуже с мерами прямой поддержки. По существу, кроме уже существовавших в рамках Корпорации малого бизнеса мер поддержки, краевые власти ничего не придумали. Да и процедуры реализации последних они до сих пор до конца не допилили.
Но самое страшное во время эпидемии коронавируса были опять же административные запреты, точнее, прямо черепашьи темпы снятия ограничений с бизнеса. Те же летники: в Пермском крае их разрешили на две недели позже, чем в Екатеринбурге, в котором эпидемиологическая ситуация намного хуже. Остальные заведения общепита тоже открыли с большим опозданиям. С фудкортами вообще прямо-таки замечательная история. Фудкортам работать не разрешили, а в это время в Губахе провели фестиваль на 1000 человек. Как раз в преддверии второй волны инфекции.
Конечно, значительная доля ответственности за «ковидный террор» лежит на пермском Росприроднадзоре, но и краевые власти, на мой взгляд, виноваты. Прежде всего в излишней осторожности и забюрократированности процесса. И это сейчас, пожалуй, самая главная болезнь нашей исполнительной власти, начиная от краевого уровня и заканчивая муниципальным. И пока край от нее не избавится, никакого прорывного развития Прикамья не получится.