Денис Вячеславович, 6 октября вы получили мандат депутата Пермской городской думы. Насколько для вас было принципиально, чтобы «Единая Россия» передала так называемый «плавающий» мандат именно вам? Как эмоции испытали после принятия этого решения?
– Если вы помните, я был депутатом думы третьего, четвертого и пятого созывов, поэтому, конечно, никакой эйфории сейчас не было. Все-таки я совсем не новичок. Здесь присутствовали немного другие эмоции. Для меня решение партии стало восстановлением справедливости. В 2016 году на выборах я тащил (именно «тащил», по-другому и не сказать) сразу два списка «Единой России» – и в Законодательное собрание, и в Пермскую думу.
Вы знаете, как сложно набрать хорошие проценты в городе, сопоставимые или даже превосходящие сельские территории. Но мы получили достойный результат. Однако депутатский мандат я тогда не получил. Так что сейчас правильно говорить о справедливости. Кстати, период работы в аппарате Пермской думы тоже очень многое мне дал. Возглавляя управление экспертизы и аналитики, я глубоко разобрался в технологии принятия решений, стал экспертом не только на внешнем политическом контуре, но и на внутреннем. Произошло хорошее усиление личных компетенций.
Есть ли планы конкретных правотворческих инициатив?
– На мой взгляд, есть несколько моментов – как политических, так и прикладных, которые за последнее время проявились очень выпукло. Есть просчеты чиновников администрации, есть недоработки думы. Я выделю те, которые, на мой взгляд, являются основными.
В Перми сейчас реализуется транспортная реформа, которая уже получила огромную порцию критики. Самое удивительное, что это не первая попытка масштабных перемен, но такое впечатление, что все ответственные чиновники и политики либо не хотят, либо не могут принять во внимание предыдущий опыт, упорно наступая на одни и те же грабли.
Первый раз реформу продвигал Олег Боровик, который в 2008 году тоже предлагал идею сокращения маршрутов, введения радиально-кольцевой маршрутной сети и систему пересадок. Правда, пересадки, в отличие от сегодняшних предложений, были платными. Боровик презентовал свою программу публично, в КДЦ, и я прекрасно помню, как тогдашний мэр Перми Игорь Шубин выслушал и просто сказал: «Спасибо, все свободны». Так реформа и закончилась.
Затем эстафету подхватили Аркадий Кац и Алексей Ковыев, будучи в ранге сити-менеджера и главы транспортного департамента. Ее главное обоснование сводилось к тому, что будет снижена компенсационная выплата из бюджета перевозчикам. Они тогда предлагали собирать плату с перевозчиков напрямую в бюджет со сверхприбыльных маршрутов. Но соответствующей нормативной документации не было. В результате после судебных процедур частники добились еще и большего, взыскав с муниципалитета 1,5 млрд рублей. Сейчас снова реформа – и снова масса вопросов.
Мы видим, как бюджет сталкивается с огромными убытками, ситуацию усугубляет еще и снижение пассажиропотока. Мы видим, что администрация завысили эти данные при расчетах. Изначально прогнозировали 800 млн убытков в 2020 году, за восемь месяцев по факту уже получилось 1,1 млрд. Прогноз администрации по итогам года – 1,8 млрд рублей, по факту же он скорее всего превысит 2 млрд. Получается настоящий абсурд: повысили цену на проезд, то есть с населения теперь собираем больше, но из бюджета также платим больше.
Идея бесплатных пересадок принесла убыток в 1 млрд рублей, на новую методику расчета тарифа перешли, но вошли в противоречие с приказом Минтранса России №158, в итоге еще минус 600 млн рублей. Считаю, что назначение куратором транспортной отрасли Людмилы Анатольевны Гаджиевой было большой ошибкой. Наверное, сложно балерину заставить стать металлургом.
На протяжении многих лет я говорил, что невозможно наладить нормальную работу общественного транспорта Перми без создания муниципального парка автобусов. В городе нет дифференцированного тарифа для поездок на различных маршрутах, только с помощью собственного парка муниципалитет сможет регулировать эту ситуацию. Тогда убытки на одних направлениях будут компенсироваться сверхдоходами на других.
Сейчас объявлено о смене куратора транспортной отрасли, и это правильно: нельзя одновременно быть экспертом в любом вопросе. Но даже более важным я считаю другое принципиальное решение – о том, что краевой ГУП «Автовокзал» примет участие в грядущих конкурсах по последним 30% маршрутов в Перми. Муниципальный «Горэлектротранс» уже сегодня занимает более 10%, теперь ГУП может получить порядка 30%. Это реально стабилизирует ситуацию и позволит бороться с безграмотными управленческими решениями, принятыми ранее.
Куратором транспортной отрасли Перми снова станет Анатолий ДашкевичВ последнее время большое время в думе потрачено на обсуждение еще одной темы – развитие микрорайона «Красные казармы». Как, на ваш взгляд, найти компромисс между позициями муниципалитета и владельца «Сатурн-Р» Александра Репина?
– Александр Анатольевич, конечно, уникальный человек. Он как компьютер в спящем режиме, который вдруг кто-то включает, щелкнув мышкой. В 2005 году он неожиданно захотел стать мэром Перми, потом также вдруг заявился на позицию сити-менеджера… Сейчас хозяин «Сатурн-Р» попытался стать кандидатом в губернаторы. Не получилось. Теперь он пытается взять реванш и стать куратором региональных отделений федеральных партий. Я не хочу никого обидеть, но, ей-богу, вспоминаю фразу моего дедушки, который, кстати, тоже был руководителем организации. Он говорил: «Денис, пенсию зря не дают».
А если серьезно, меня сегодняшняя ситуация возмущает. Давайте немного вспомним. В 2010 году депутаты думы принимают Генеральный план города. Это важнейший документ, определяющий развитие Перми до 2022 года. Генплан прошел через процедуру реального обсуждения, его создавали специалисты мирового уровня, эксперты называли документ одним из лучших в России того времени.
Генплан действительно предполагал застройку Красных казарм, но допускал здания высотой не более 6 этажей. Предыдущие собственники этой территории оценили все риски и, наверное, не случайно продали актив. Но Александр Анатольевич площадку приобрел и решил там делать микрорайон многоэтажных высоток. В обход Генплана. Начались уговоры, переговоры, соглашения с администрацией губернатора Решетникова… Но Генплан не предусматривает ни продление улицы Сибирской, ни снос дома по ул. Чернышевского, 23. Если ты инвестор, ты просчитываешь все риски и заходишь в проект. А получается – сначала «Сатурн-Р» в проект зашел, а потом начал требовать, чтобы условия поменяли. Но Александр Анатольевич – неугомонный человек: создав клубок проблем в микрорайоне «Красные казармы», он решил приобрести еще более сложный участок на Бахаревке. Ожидаем просмотра новой серии «хождения по мукам».
Знаете, я бы хотел провести одну параллель. В Перми довольно длительное время существовала мощная финансово-промышленная группа, можно даже сказать «империя», Александра Зотова и Алексея Луканина. По структуре их холдинг даже был схож с «Сатурн-Р». И зачем-то они в определенный момент начали воевать с властью. Создали «группу товарищей», а потом с известным политиком решили в 2016 году провести эту группу в Законодательное собрание края и гордуму. В итоге политическая борьба экс-депутата Законодательного собрания Луканина привела к полному развалу холдинга. Как говорится, иных уж нет, а те далече.
Я бы посоветовал Александру Анатольевичу не заниматься войнами с властью, а выстраивать диалог. Сегодня губернатор – это руководитель Пермского края, как президент – в стране. Я бы предложил заняться другим очень важным общественным делом. Срок действия Генплана истекает в 2022 году, надо решать, как Перми развиваться дальше. Почему бы не стать инициатором широкого профессионального обсуждения этой темы? Александр Репин – строитель, ему и карты в руки.
Фактически исполнять полномочия депутата вам предстоит чуть меньше года. Впору говорить о следующих выборах. Планируете участвовать в избирательной кампании 2021 года?
– Все свои политические амбиции я уже давно удовлетворил, сейчас моя задача – делиться накопленным опытом и компетенциями, но я дисциплинированный член партии. Если партия скажет «надо», Ушаков ответит «есть».