Автор: Регина Бартули
Новости о смене руководителей школ традиционно вызывают интерес со стороны общественности. Некоторые полагают, что директора должны руководить учреждением как можно дольше, другие – что необходима сменяемость управляющего состава. Эксперты в данной области говорят о том, что ротация кадров позволит повысить качества школьного образования.
Константин Егоров, ректор ПГГПУ, член экспертного совета по инновационной деятельности в системе образования Пермского края, – о подходах к формированию директорского корпуса в образовательных учреждениях:
В 2016 году вышло широкомасштабное исследование ВШЭ о портрете директоров школ в России. По его итогам выяснилось, что в крупных городах практически одинаковая ситуация: до 30% директоров уже в пенсионном возрасте, а в сельской местности, наоборот, работают в основном молодые педагоги и директора до 35 лет. Руководят школами преимущественно женщины 35-50 лет с высшим педагогическим образованием и большим стажем – около 20 лет. Они работают на полную ставку, совмещая руководство с преподаванием. Исключение составляют крупные школы, где директор выполняет только руководящие функции. Это среднестатистическая картина в России. Если директор создал сильный коллектив, достиг значимых результатов и продолжает их добиваться, то вопросов здесь возникать не должно. Уход директора не должен ослабить школу. Должна быть преемственность в системе управления.
В высшем образовании подобная проблема решена за счет преемственности должностей ректора и президента. При этом должность президента введена для усиления позиций образовательной организации. Президенту даются широкие полномочия. Подобные решения должны приниматься относительно почетных и заслуженных учителей и директоров, полномочия которых нужно пересматривать и расширять.
Пермяки сформировали петицию за сохранение должности директором одной из городских школКогда мы размышляем про ротацию кадров в управленческой сфере, то возникает проблема отсутствия технологии диагностики организационных проблем образовательной организации. Конечно, мониторинг системы образования города, региона решает отчасти эту проблему. Мониторинг, например, показывает проблемы образовательных результатов той или иной школы. Но он не диагностирует организационные проблемы школы. Учреждение, как и человек, может болеть, и заболевание нужно диагностировать. Это невозможно сделать «внутри», всегда нужен внешний взгляд. Основная болезнь многих школ – это дезинтеграция коллектива. Учитель, например, замкнут в стенах своего кабинета и занят только своим предметом. Эти проблемы сможет увидеть только «внешний» человек, но нет инструментов и консультантов для такой диагностики. Поэтому одной из задач, которую наш университет совместно с министерством образования и науки Пермского края ставит – это работа со школами, имеющими низкие образовательные результаты. Нужно диагностировать, понимать внутренние проблемы и сопровождать такие школы до достижения качественных результатов. Ротация сама по себе сильно ничего не изменит, если не диагностировать внутренние проблемы коллектива школы.
Чтобы принимать решение о замене руководителя учреждения, нужно учитывать ряд процедур и нормативных документов, регулирующих назначения на должность. Во-первых, каждый руководитель образовательной организации (школы или вуза) должен проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности один раз в пять лет. Порядок назначения аттестации директоров утверждается учредителем.
В России с 2020 года внедряется модель аттестации всех руководителей и учителей школ. В рамках нацпроекта «Образование» в Пермский край пришла система независимой аттестации и оценки педагогов. Для этого сейчас создаются независимые центры по оценке, которые с 2021 года начнут активно работать. Аттестация – это обязательная процедура, обозначенная в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Идея ее состоит в том, чтобы способствовать профессиональному развитию руководителя, поддерживать его авторитет, повышать уровень его теоретической и практической подготовки.
Понятно, что в школах есть разные директора: некоторые недавно назначены, а какие-то работают не первый год. Но все они должны соответствовать определенным квалификационным требованиям, обозначенным в Едином квалификационном справочнике должностей работников образования. Поэтому нужно чаще смотреть на итоги аттестации директоров, когда мы начинаем размышлять на тему, как часто следует обновлять директорский корпус. Предварительные и регулярные аттестации – важные процедуры, которые позволяют не только проверить работника, но и повысить эффективность образовательного учреждения. Оценка директора должна строиться по результатам работы. Должны оцениваться результативность программы развития образовательной организации, сопоставимые показатели образовательной деятельности (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР), выполнение требований федеральных образовательных стандартов.
В России пока не принят профессиональный стандарт руководителя образовательной организации. Реформа трудо-правовых отношений Российской Федерации предполагает выстраивание системы оценки на соответствие требованиям профессиональных стандартов.
При обновлении директорского корпуса должен заключаться трудовой договор в форме эффективного контракта, где должны быть четко определены показатели деятельности руководителя. Таким образом, все нормативные документы закладывают идею постоянного обновления и движения. Так, например, последние поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» коснулись вопроса обновления ректорского корпуса. Сегодня ректор не может занимать должность более трех сроков подряд.
Задача состоит не в ротации кадров, а в соответствии требованиям, которые предъявляет государство к директору. Они могут меняться, дополняться, закладываться в стратегиях, государственных программах развития образования. Любой руководитель должен их понимать и исходя из этого корректировать внутренние цели образовательной организации с внешними.
При назначении и снятии директоров с должности всегда нужно находить консенсус, но при этом не стоит забывать об обязательных требованиях к должности руководителя и обязательных процедурах подтверждения статуса. При этом важно объяснять родительской общественности, что есть требования, которые установлены федеральными нормами. Если, например, тот или иной директор не проходит аттестацию, это одна из причин говорить о том, что имеется несоответствие занимаемой должности.
Фото: Медиацентр LOFT ПГГПУ