Автор: Кристина Суворова
Мэрия представила депутатам проект программы комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) на 2020-2022 годы.
«Реализация программы направлена на повышение качества жизни населения за счет сбалансированного развития транспортной системы. Проект включает мероприятия в сфере общественного транспорта, пешеходной инфраструктуры и дорог. Они направлены на повышение безопасности и эффективности дорожной сети, повышение ее связности», – рассказал заместитель главы администрации Анатолий Дашкевич.
Депутат Олег Афлатонов напомнил, что первая редакция ПКРТИ была направлена в думу в 2019 году, а затем отозвана администрацией. Он также отметил, что объемные замечания к проекту есть у Контрольно-счетной палаты и Управления экспертизы и аналитики аппарата думы. Но вместе с тем эксперты рекомендовали принять документ в первом чтении.
С критикой проекта ПКРТИ выступил депутат Денис Ушаков, который при обсуждении первой редакции программы руководил аналитическим управлением думы. По его словам, примерно 60% замечаний, выданных в 2019 году, до сих пор не учтены, и на них снова указали эксперты.
«Принципиальные вопросы, которые возникли у управления экспертизы и аналитики, можно разделить на четыре части. Первая касается прогноза пассажиропотока, вторая – в ПКРТИ не включены некоторые инвестиционные проекты, которые предусмотрены действующей муниципальной программой об организации дорожной деятельности. Например, строительство трамвайной линии Пермь I – Пермь II…», – начал рассказывать Анатолий Дашкевич. Г-н Ушаков прервал его словами: «Я задал другой вопрос». «Мы внимательнейшим образом изучили замечания управления и постарались большую часть из них отработать», – ответил тогда чиновник.
Business Class направил в администрацию Перми запрос и получил разъяснения относительно отсутствия в проекте ПКРТИ планов по созданию трамвайной ветки вдоль набережной, о которых ранее было заявлено в связи с закрытием железнодорожного перегона.
«ПКРТИ является одним из градостроительных документов, разрабатывающимся на основе решений Генерального плана. В настоящее время мероприятия по строительству трамвайных путей между станциями Пермь II и Пермь I в нем не предусмотрены», – пояснили в городском департаменте дорог и благоустройства администрации Перми.
При этом был оставлен без ответа вопрос о том, планируется ли строительство трамвайной ветки и когда. Вместе с тем на одном из прошедших думских комитетов прозвучала информация о переносе срока начала работ на 2021 год. Строчка в расходной части действующего бюджета сохранена: «Строительство трамвайных путей между станциями Пермь II и Пермь I, в том числе изъятие земельных участков и объектов недвижимости ОАО «РЖД», – 3,2 млрд рублей на два года. Однако освоить эти средства без внесения изменений в Генплан не получится. Чтобы потратить деньги на строительство, нужно иметь проектно-сметную документацию, прошедшую госэкспертизу. Для получения положительного заключения ПСД должна соответствовать проекту планировки территории, а тот – Генплану.
Денис Ушаков поднял вопрос о дальнейшей судьбе Генерального плана Перми.
«ПКРТИ – это приложение к Генплану, и прежде чем заниматься транспортной программой, нужно понять, что будет с основополагающим документом. Я задал этот вопрос главе города Дмитрию Самойлову и получил ответ: Генплан будет пролонгирован. А если мы продлим его как минимум до 2032, а то и до 2034 года, тогда зачем принимать ПКРТИ на два года?» – размышлял депутат.
Он тут же сообщил, какого неформального объяснения удалось добиться. «Оказывается, это нужно сделать, чтобы получить финансирование по федеральной программе», – рассказал Денис Ушаков. Речь идет об участии в нацпроекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в части обновления транспорта. В этом году Пермский край претендовал на субсидии для приобретения трамваев для МУП «Пермгорэлектротранс», но заявку не одобрили.
«Действительно есть необходимость пролонгировать Генплан. Как только он будет продлен, мы разработаем новую программу комплексного развития транспортной инфраструктуры на соответствующий период», – прокомментировал Анатолий Дашкевич.
Г-н Ушаков заметил, что сейчас программа короче даже горизонта бюджетного планирования. «Что предлагаете в ПКРТИ, что не учтено в бюджете?» «Сейчас не обеспечено финансированием в полном объеме строительство нескольких объектов. В проекте бюджета на 2021-2023 годы мы заведем окончательные суммы на продление ул. Крисанова, реконструкцию ул. Карпинского», – ответил замглавы Перми.
У руководителя аналитического управления думы Евгения Сапаркина Денис Ушаков спросил, почему проект ПКРТИ рекомендовано принять в первом чтении, а не отправить на доработку. По его словам, в заключении указано на несоответствие планам бюджетного инвестирования, выявлены и другие существенные недостатки.
«Ранее замечания были более объемные и глубинные. Некоторые аспекты, о которых шла речь, в ПКРТИ совсем не были освещены. На сегодняшний день мы видим, что все вопросы в программе раскрыты, но с огрехами. Теперь они носят технический характер», – пояснил г-н Сапаркин.
Депутат Илья Лисняк поинтересовался, есть ли вероятность, что администрация вновь отзовет документ, как это было в прошлом году. «Мы в срок отработаем все замечания, я гарантирую», – заверил Анатолий Дашкевич.
Олег Афлатонов отметил, что документ сложный, но оставлять его без принятия не стоит, и нужно двигаться вперед. Просрочка по разработке и утверждению ПКРТИ – почти пять лет. В итоге комитет рекомендовал Пермской городской думе рассмотреть и принять проект в первом чтении. Предполагаемый срок подачи поправок – до 24 ноября 2020 года. За это решение проголосовали шесть членов комитета, один выступил против.
В проекте программы комплексного развития транспортной инфраструктуры нет мероприятий по строительству трамвайных путей между станциями Пермь II и Пермь I, но отражены все остальные планы по развитию сети электротранспорта. Это строительство и реконструкция трамвайных путей на участках:
В проекте программы комплексного развития транспортной инфраструктуры перечислены краевые и федеральные мероприятия, которые учтены при ее формировании. В списке не обнаружилось, например, расширения Соликамского тракта, а также строительства двух тоннелей на пересечении с Транссибом (в створах улиц Вишерской и Углеуральской).
В ПКРТИ учтено: строительство транспортно-пересадочного узла (ТПУ) Пермь II, ТПУ «Мотовилиха», ул. Строителей, автодороги Тр-53, северного железнодорожного обхода города Перми. Аналитическое управление аппарата думы сочло этот перечень неоправданно узким.