Автор: Кристина Суворова
За октябрь общественный транспорт Перми перевез 15,7 млн пассажиров (530 тыс. человек в день), сентябрьский показатель был выше – почти 17 млн поездок (640 тыс. человек в день). «Сокращение связано со второй волной пандемии. Учитывая введение новых ограничений (на «дистанционку» с 16 ноября ушли школьники, сотрудников переводят на «удаленку»), скорее всего, в этом году мы не вернемся к уровню сентября», – рассказал начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин на заседании депутатской комиссии по контролю за транспортной реформой.
За январь-октябрь 2020 года разрыв между расходами и доходами транспортной отрасли сложился в размере 1,577 млрд рублей. «Если сохранится динамика октября, итоговый «минус» составит 2,015 млрд рублей. Но пассажиропоток может непредсказуемо измениться, и есть риск увеличения убытка», – отметил Анатолий Путин.
Депутат Илья Лисняк заметил, что по заключению КСП за III квартал убыток почти такой же, как за первые шесть месяцев. А в октябре по сравнению с сентябрем он увеличился на 25% – со 174 млн рублей до 218 млн рублей. «Почему даже до введения новых коронавирусных ограничений разрыв нарастал?» – поинтересовался он. Г-н Путин ответил, что пассажиропоток стал падать вместе с ростом заболеваемости, а школьники и студенты уже в сентябре начали переходить на дистанционное обучение, хоть и частично.
По словам начальника департамента транспорта, ведется работа по улучшению качества администрирования доходов. В первую очередь речь идет об отлаживании системы автоматического учета пассажиропотока, на что неоднократно обращали внимание депутаты. На сегодня датчиками АСУП оборудованы 392 транспортных средства. Перевозчиков начали наказывать за то, что система работает с погрешностью больше допустимой. Сумма штрафных санкций за октябрь составляет 3,5 млн рублей.
Анатолий Путин сообщил, что после обсуждения с депутатами ранее предложенных мер для сокращения кассового разрыва, сформированы более «мягкие» мероприятия. Напомним, в конце сентября администрация Перми предложила сократить 13 автобусных маршрутов, в том числе два закрыть полностью, а на некоторых направлениях большие автобусы заменить на транспорт среднего класса. Спустя месяц появился другой вариант – сэкономить 400 млн рублей, отказавшись от бесплатных пересадок (заменив их на скидку). Обе инициативы подверглись резкой критике депутатов.
Теперь мэрия намерена ограничиться изменением правила бесплатных пересадок в транспорте, чтобы исключить злоупотребление этой возможностью. Речь идет о практике передачи билетов от одного пассажира другому и совершении посредством пересадки по сути двух поездок – туда и обратно.
Пересадки внутри одного и того же маршрута предлагается запретить, а также повысить персонифицированность билетов и следить, чтобы пересадку совершал тот же человек, который заплатил за первую поездку. Анатолий Путин подчеркнул – представленные правила направлены на то, чтобы пересадкой пользовались пассажиры, у которых такая необходимость возникла ввиду изменения маршрутной сети. Сейчас доля поездок, совершаемых по пересадочному билету, составляет 16%: это больше, чем прогнозировала администрация на старте транспортной реформы.
Еще одно предложение – локальная корректировка объема транспортной работы. «Из широкого перечня маршрутов, который был представлен на одном из прошлых заседаний, мы выбрали три, сокращение которых несет наименьшие риски социальной напряженности», – доложил г-н Путин. Это маршрут №19 (участок от ЦКР до ул. Попова), №42 (от пл. Карла Маркса до ЦКР) и маршрут №59 (от Ипподрома до ул. Карпинского). По словам г-на Путина, пассажиропоток на указанных отрезках пути минимален. Что касается автобусов №59, летом было решено сохранить связь с остановкой «Ипподром» пока на внутрирайонных маршрутах №28 и №29 не появятся автобусы с низкопольными площадками. Обновление подвижного состава произойдет с 1 декабря.
Председатель комиссии Александр Филиппов согласился: когда пересадка происходит на одном и том же маршруте – это очевидное злоупотребление. Он поддержал изменение правил. «Над персонификацией тоже нужно работать. А что касается корректировок маршрутов, если там действительно пассажиропоток низкий, то изменения будут оправданы. Но есть крайне важный момент – пассажиропоток должен быть посчитан корректно», – отметил г-н Филиппов.
Депутат Сергей Богуславский сказал, что на краевом уровне планируется разработка динамической транспортной модели пассажиропотока. «Есть ли смысл принимать решения об изменении маршрутов до того, как такая модель появится?» – спросил он. Анатолий Путин считает, что предложения по маршрутам №№19, 42 и 59 можно реализовать уже сейчас, так как они касаются участков с крайне низкой загруженностью.
«Более глобальные изменения, представленные ранее, которые связаны с существенным укорочением и перенаправлением маршрутов, логично рассмотреть в рамках динамической модели», – добавил чиновник.
Администрация Перми представила расчеты, согласно которым в случае отказа от кондукторов расходы на транспортную отрасль могут сократиться на 500 млн рублей. Если сохранить кондукторов во всем транспорте, на их содержание (1976 человек) и 35 контролеров потребуется 935 млн рублей. Выпадающие доходы из-за безбилетников составят 127,4 млн рублей (2,8%).
В случае отказа от услуг кондукторов штат контролеров будет расширен до 200 человек и потребует 99 млн рублей, но доля безбилетников все равно вырастет. В расчетах взят показатель 10%, при котором бюджет недополучит 455 млн рублей. При доле безбилетников в 20% финансовый результат с кондукторами и без таковых будет примерно одинаковым.
Сторонник бескондукторной системы Илья Лисняк заметил, что в самом худшем варианте экономика сложится так же, как с кондукторами, а когда пермяки привыкнут к нововведению, бюджет существенно сэкономит. Он добавил: возможно, имеет смысл на первые полгода-год установить в транспорте турникеты, но в конечном варианте их быть не должно.
У других членов комиссии эффективность бескондукторной системы вызвала вопросы. «На самом деле мы не представляем, каким будет в реальности процент неоплаченных поездок. Окажется потом, что не 20%, а 35%, и финансовый результат получим совсем другой», – выразил опасения депутат Владимир Молоковских. Сергей Богуславский согласился, что 20% – это «абсолютно виртуальная цифра».
Анатолий Путин ответил, что нижняя граница неоплаченных поездок (10%) взята в расчет на основе опыта Москвы и Твери, а верхняя (20%) – действительно условная и установлена для понимания, при каком недосборе выручки расходы на систему с кондукторами и без них сопоставима. Г-н Богуславский обратил внимание на опыт Москвы, где до отказа от кондукторов была введена турникетная система. В мэрии не считают необходимым идти по этому пути. «Турникеты стоят денег, хоть и небольших (примерно 200 тыс. рублей на одно транспортное средство). Но не дают того эффекта в борьбе с «зайцами», который требуется», – аргументировал г-н Путин.
Александр Филиппов подчеркнул важность эффективной работы контролеров, которая пока не впечатляет.
«По информации департамента транспорта, за июнь-сентябрь контролеры провели 5,1 тыс. проверок и выявили всего 145 нарушений при «обилечивании». То есть только одна из 35 проверок выявляет безбилетника. Сами по себе эти данные вызывают сомнения. Перейдет ли количество контролеров в качество их работы – вопрос скорее риторический. А при нынешней эффективности и отсутствии кондукторов 20% безбилетников – это очень оптимистичный прогноз», – считает депутат.
Решение об организации сбора платы за проезд необходимо принять к 1 июля 2021 года. Основываться власти будут, в том числе, на результатах эксперимента по внедрению бескондукторной системы. Двухмесячное тестирование планируется начать в конце этого года – начале следующего на двух-трех городских маршрутах. Если муниципалитет пойдет по пути отказа от кондукторов, то предстоит определить, будет вход в транспорт свободным или через турникет. Если кондукторы продолжат работу, то встанет вопрос, останутся они в штате перевозчиков либо станут сотрудниками муниципальной организации. Тему продолжат обсуждать на следующих заседаниях комиссии, а пока депутаты приняли информацию к сведению.
Депутат попросил силовиков проверить продажу контактной сети троллейбуса в Перми