Автор: Яна Купрацевич
Городские власти передают ключевые функции по развитию территории Перми. Как будет застраиваться столица, теперь решат краевые власти. Планируется, что соответствующий законопроект примут сразу в двух чтениях на заседании Заксобрания 26 ноября, а действовать новые нормативные акты частично начнут уже с 1 января.
На заседании инфраструктурного комитета Законодательного собрания депутаты рассмотрели проект изменений в закон «О градостроительной деятельности в Пермском крае». Поправки, предложенные группой депутатов, предусматривают передачу отдельных полномочий в градостроительной политике от города на уровень края. Провести реформу планируется в два этапа. Предполагается, что с 1 января 2021 года краевая столица лишится полномочий по подготовке и утверждению генплана города, внесению изменений в него, утверждению правил землепользования и застройки (ПЗЗ), подготовке и утверждению документации по планировке территорий, принятию решений по комплексному развитию территорий и развитию застроенных территорий. Исключение – организация общественных обсуждений и публичных слушаний. Эта работа останется за городскими властями. Кроме того, краевые власти будут формировать комиссию по ПЗЗ, сейчас в нее входят представители администрации города, депутаты гордумы и общественники.
Следующий этап, согласно проекту, намечен на 2022 год: правительству планируется передать полномочия по выдаче градостроительных планов земельных участков, разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию. Срок передачи полномочий не определен и предлагается вносить изменения в закон в последствие по мере необходимости. Согласие города на проводимую реформу получено.
Один из авторов проекта депутат краевого парламента Виктор Плюснин пояснил, что главная причина изменений – реализация проектов в рамках «Пермь-300» к юбилею столицы Прикамья.
«Сам документ достаточно не простой, были проведены совещания, позиции всех сторон услышаны, – озвучил Виктор Плюснин. – Перераспределение отдельных полномочий обусловлено прежде всего необходимостью реализации проектов в рамках «Пермь-300», здесь требуется синхронизированное внесение изменений в градостроительные документы – в генплан и ПЗЗ на уровне города, и в адресную инвестиционную программу и схему территориального планирования. Также это позитивно повлияет на исполнение нацпроектов и позволит улучшить показатели».
Виктор Плюснин добавил, что в других регионах уже действуют аналогичные правила градостроительной политики. «Мы не пионеры, 12 субъектов России перешли на такие взаимоотношения с краевыми столицами. Причины, в принципе, аналогичные», – добавил он.
Глава Контрольно-счетной палаты Пермского края Геннадий Тушнолобов отметил, что проект готов к принятию в первом чтении. «Есть регионы, где в результате принятия подобного законопроекта ничего хорошего не произошло, например, в Свердловской области, есть и такие, где власти уже в обратную сторону пошли. Но нам на плохие практики не надо смотреть», – заявил г-н Тушнолобов. Также он рассказал, что правительству рекомендовано провести совещание для детального обсуждения координации между краем и городом. «Чтобы не было никаких недомолвок и проблем, чтобы все одинаково понимали изменения», – объяснил глава КСП.
Вторая волна. Убытки транспортной отрасли Перми достигли 1,6 млрд рублейВ Государственно-правовом управлении также не нашли помех для принятия проекта в первом чтении. Однако представитель прокуратуры края Ильдар Дускаев выразил сомнения по правомочности передачи полномочий по утверждению генплана. «Мы не совсем согласны, что эта обязанность должна перейти правительству, все-таки это полномочия представительного органа местного самоуправления. На наш взгляд, здесь идет смена ветвей власти, просим к этому вопросу вернуться при доработке проекта», – выразил г-н Дускаев позицию надзорного органа.
Исполняющая обязанности министра управления имущества и градостроительной деятельности края Ольга Андрианова сообщила, что все подзаконные акты разработаны и находятся на согласовании. Предполагается, что подготовка изменений и утверждение генплана, ПЗЗ будет в ведении правительства, а все остальные полномочия закрепят за Минимущества. Г-жа Андрианова уточнила, что в ведомстве для исполнения новых обязанностей планируется добавить 10 штатных единиц.
Заместитель главы администрации Перми Лариса Ведерникова, курирующая градостроительный блок, заявила, что передача функций на краевой уровень к 1 января – реалистичная задача. Отметим, что г-жа Ведерникова перешла на работу в мэрию в конце июля этого года после того, как покинула Минимущество. В краевом ведомстве она занимала пост заместителя министра. По данным Business Class, в ближайшее время может состояться ее возвращение в Минимущество, но уже в качестве министра. В таком случае Лариса Ведерникова перейдет из мэрии вслед за функционалом.
Сейчас все изменения в Генплан и ПЗЗ разрабатывает администрация Перми, утверждают – депутаты Пермской городской Думы. Генплан – это стратегический документ, в котором учтено территориальное планирование города: транспортные, архитектурно-планировочные, инженерные, социальные, производственные и экологические аспекты. По сути, генплан – это карта будущего города, к которому должны вести все изменения, принимаемые властями. На практике генплан реализуется через ПЗЗ, проекты планировки территории, нормативы градостроительного проектирования. Эти нормативные акты должны соответствовать генплану. Действующий генплан Перми был разработан в 2010 году и рассчитан до 2022 года.
Депутаты гордумы не раз настаивали на том, что генплан требуется обновить, он также должен быть увязан со Стратегией социально-экономического развития (разработана в 2014-м, рассчитана до 2030 года). Пока основным регулятором градостроительной политики Перми остаются ПЗЗ. Частое внесение поправок в правила в части изменения зонирования для строительства также не раз подвергались критике со стороны депутатского корпуса.