Автор: Кристина Суворова
С 9 декабря ПКГУП «Автовокзал» прекратил работу на маршрутах №104 «Пермь – Гамово» и №148 «Горный – Пермь». «В ходе судебных разбирательств определениями Пермского краевого суда наложены обеспечительные меры в части начала осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Следовательно, ПКГУП «Автовокзал» не может выйти на маршруты до окончания рассмотрения судебных дел», – рассказали в министерстве транспорта Пермского края.
С самого начала действия контракта по той же причине краевой перевозчик не вышел на маршруты №106 «Пермь – Кондратово» и №150 «Конец Бор – Краснокамск – Пермь»: обслуживающие их перевозчики уже на 1 декабря добились принятия обеспечительных мер. По направлениям №104 и №148 некоторое время ездил и «Автовокзал», и частные перевозчики. Возникли те самые «гонки за пассажиров», которые с внедрением новой транспортной модели должны были уйти в прошлое. С 9 декабря «Автовокзал» продолжает работать только на двух маршрутах из шести, по которым с ним заключены контракты (№108 и №206).
Перевозчики оспаривают действия краевых властей по досрочному прекращению ранее выданных минтрансом Пермского края свидетельств, дающих право работать на маршрутах до лета 2022 года. Как правительство это сделало: приняло постановление о внесении изменений в документ планирования регулярных перевозок, в котором отражено решение о переводе практически всех маршрутов с нерегулируемого тарифа на регулируемый.
Направления разбиты на три группы, и для каждой из них установлен свой срок изменения вида регулярных перевозок. Для первой группы это изначально был июль 2020 года (затем срок перенесен на 1 сентября, далее на 1 декабря), для второй – 1 июня 2021 года, для третьей – 1 января 2022 года. Установление срока на 1 сентября некоторые перевозчики успешно оспорили, но поскольку дата была изменена, начался новый виток разбирательств, в рамках которых сейчас и приняты обеспечительные меры.
Предприниматели отмечают, что изменение вида регулярных перевозок затронуло почти все маршруты, но есть исключения. На части направлений перевозчики продолжают спокойно работать до окончания срока действия свидетельств. «По какому принципу сформирован перечень этих «счастливчиков», нам непонятно», – отмечает Ольга Антипова, в настоящее время представляющая интересы ряда перевозчиков, обслуживающих межмуниципальные маршруты Пермского края. Она указывает, что изменение вида регулярных перевозок в период действия свидетельства возможно только по согласованию с перевозчиками, а они согласия не давали.
Ольга Антипова видит несколько пробелов в нормативной базе транспортной реформы. В частности, она обратилась в прокуратуру Пермского края с просьбой провести проверку деятельности регионального минтранса в связи с отсутствием нормативного документа, устанавливающего стоимость проезда на маршрутах, переведенных на регулируемый тариф.
Прокуратура перенаправила обращение в правительство, и на него дал ответ краевой вице-премьер Григорий Невоструев (документ есть в распоряжении Business Class). В нем говорится, что формула расчета тарифа закреплена постановлением правительства, исходя из положений которых приказами минтранса утверждается тариф. Далее сказано следующее: «На сегодняшний день установленная министерством стоимость проезда на межмуниципальных маршрутах по регулируемым тарифам соответствует стоимости проезда на маршрутах, которая установлена действующими перевозчиками». Противоречивое утверждение, учитывая то, что смысл регулируемого тарифа в том, что действующие перевозчики не должны его устанавливать.
Пытаясь разобраться в ситуации, «bc» обратился в минтранс с просьбой предоставить документ об утверждении стоимости проезда либо дать ссылку на него. В ведомстве ответили, что приказы, которыми утверждаются тарифы, не публикуются в открытом доступе, а информация о стоимости проезда должна размещаться в салоне автобуса. При этом, как отмечает г-жа Антипова, в других регионах аналогичные документы размещаются публично.
ООО «РТ Лайн» обратилось в Пермское УФАС с жалобой на действия комиссии при рассмотрении заявки на участие в одном из конкурсов на обслуживание городских маршрутов. Победителем признали ПКГУП «Автовокзал», а заявка «РТ Лайн» была признана несоответствующей требованиям конкурсной документации. Причиной названо отсутствие решения о согласии на совершение крупных сделок по результатам конкурсов от имени участника закупки.
Однако, как указал заявитель, на электронной площадке было размещено решение единственного собственника ООО «РТ Лайн» – компании «Ресурс Групп», которым предоставлено согласие на совершение крупных сделок, в том числе на подписание контракта с МКУ «Гортранс». Перевозчик попросил УФАС приостановить заключение контракта по результатам конкурса и выдать предписание о повторном рассмотрении своей заявки. Рассмотрение жалобы в УФАС началось 7 декабря. Был объявлен перерыв до 9 декабря, но к этому времени компания отозвала жалобу. Business Class направил в «РТ Лайн» запрос о причинах такого решения, на момент подготовки материала ответ не получен. Аналогичная ситуация произошла с жалобой еще одного перевозчика – Виктора Иванова, который также от нее отказался. Таким образом, не осталось препятствий для подписания с ПКГУП «Автовокзал» пятилетнего контракта на обслуживание двух городских маршрутов на сумму 830,6 млн рублей. Отметим, что изначально средства из краевого бюджета на приобретение автобусов были выделены для работы на межмуниципальных маршрутах.
ПКГУП «Автовокзал» будет реорганизовано, как того требует закон, подписанный Президентом России Владимиром Путиным. Предполагается, что в 2021 году предприятие станет компанией с государственным участием. Об этом Business Class рассказали в Министерстве транспорта Пермского края. Организационно-правовая форма (ООО или ОАО), в которой будет вести деятельность «Автовокзал», еще не определена. «Это будет совместное с Правительством Пермского края решение», – отметили в ведомстве.
Традиционно ГУП управляет сетью автовокзалов и автостанций на территории региона, а с 1 декабря занимается еще и пассажирскими перевозками.
Летом этого года стало известно, что региональные власти формируют предложение о заключении концессионного соглашения в отношении автовокзалов и автостанций, принадлежащих Пермскому краю. Объем вложений в модернизацию транспортной инфраструктуры оценивался в 170 млн рублей. Сообщалось, что после реконструкции объекты будут переданы концессионеру для целевой эксплуатации – оказания услуг по организации перевозок. О каких конкретно вокзалах и станциях идет речь, не уточнялось.
В минэкономразвития Пермского края «bc» рассказали, что в сентябре 2020 года в ведомство поступило предложение потенциального концессионера.
«К сожалению, пандемия внесла свои коррективы в ранее имеющиеся планы. В отношении части объектов, которые ранее не предполагались к передаче в управление частному лицу, на сегодняшний день принято решение о модернизации и содержании также за счет средств концессионера. Ведется совместная работа с минтрансом по изменению условий поступившего предложения», – рассказал Эдуард Соснин, и.о. министра экономического развития и инвестиций Прикамья.
В минтрансе сообщили, что ориентировочно в начале 2021 года будет объявлен отбор инвестора. «На него смогут заявиться все желающие в рамках законодательства. По соглашению концессионер должен будет обновлять и улучшать техническую составляющую автовокзалов, проводить косметический ремонт, улучшать условия нахождения пассажиров в залах ожидания», – рассказал Александр Клебанов, заместитель министра транспорта Пермского края.