Автор: Яна Купрацевич
С 16 ноября на пост и. о. министра экономического развития и инвестиций Пермского края назначен Эдуард Соснин. В интервью Business Class он рассказал о ключевой задаче ведомства; о том, как лично сталкивался с бюрократизмом, будучи предпринимателем; и как будет с этим бороться. Также глава минэкономразвития обобщил информацию о больших инвестиционных проектах, которые планируется реализовать в ближайшие годы. Среди них – строительство инфекционной больницы, онкоцентра и третьего моста.
Эдуард Олегович, что уже успели сделать на посту министра? Какие первостепенные задачи стоят перед вами?
– Прежде чем бежать куда-то, надо понимать – в каком направлении. Поэтому первоочередная задача – разобраться в работе министерства, понять, что сделано за последнее время, тренды и векторы. Для меня лично важно представлять, как я могу ускорить это движение. Сейчас моя задача взглядом Helicopter view посмотреть и понять стратегически, куда дальше двигаться. Это абсолютно бизнесовый подход.
Но ключевые цели уже определены. Корневая – это развитие инвестпривлекательности региона и привлечение бизнеса. В этом было поручение Дмитрия Николаевича Махонина, здесь и моя личная внутренняя установка. Приоритетным сейчас является развитие института государственно-частного (ГЧП) и муниципально-частного партнерства (МЧП). Эти механизмы позволят реализовать знаковые для края проекты.
Планируется ли пересматривать кадровый состав для усиления какого-то направления?
– Я не сторонник революционных изменений в этом вопросе. Никаких категоричных назначений и решений об увольнении не будет, пока я не разберусь, кто на своем месте, а чью работу нужно подкорректировать. Перед назначением я дал себе такое обещание. Надо понять хрупкий механизм, сложившуюся экосистему. Министерство в целом небольшое, и каждый человек играет свою роль, поэтому кадровые изменения должны быть стратегическими.
Вы сказали, что развитие направления ГЧП – приоритетное. Можно ли ожидать в министерстве в связи с этим усиления профильного отдела?
– Не исключено, что при наращивании портфеля проектов в рамках ГЧП придем к выводу, что отдел нужно будет расширять. Но пока такой задачи нет.
ИКЕА снова зовут в Пермь. Краевые власти вновь ведут переговоры с ИКЕА об открытии магазинаДо назначения на пост министра вы занимали управляющие посты в коммерческих организациях, но опыта работы в органах госслужбы не было. Это, по-вашему, плюс или минус?
– Надеюсь, это плюс для региона! С одной стороны, пост министра – это высокая ответственность. Но, работая в бизнесе, главное, что я усвоил – четкая связь между процессом и результатом работы. Я хочу, чтобы работа министерства строилась по такому же принципу: все действия приводили к конечному результату.
В 2017 году вы стали победителем конкурса «Лидеры России». Опыт участия пригодится на посту министра?
– Конкурс показал, что в России есть социальные лифты и возможность для каждого пробиться на работу в госслужбу. В обществе сегодня устоялось мнение, что должности передаются по наследству, а во властных органах сидят ставленники крупных структур. Как бы пафосно это ни звучало, но все меняется. И если есть желание и возможности сделать действительно что-то доброе и светлое, даже для своей малой родины, то шанс может предоставиться. Я тому пример.
Удалось в рамках конкурса обзавестись контактами в федеральной власти, которые сейчас помогут лоббировать интересы края?
– Конкретно с крупными чиновниками на федеральном уровне – нет. Моим наставником был Юрий Петрович Трутнев. Это очень ценный личный и профессиональный опыт общения. К тому же на этой площадке собираются высокие профессионалы из бизнес-среды. Со многими, в том числе и потенциальными инвесторами, я продолжаю общаться. Надеюсь, что это приведет к синергетическому эффекту для региона и для бизнеса. Ведь успешный опыт бизнесменов в крае более показательный пример, чем если об успехах будут говорить только чиновники. Наша задача – как раз создать такую среду для предпринимателей, чтобы они смогли здесь реализоваться.
Вы как бывший бизнесмен сами сталкивались с бюрократизмом?
– Прямо в точку. Я действительно лично с этим сталкивался. В свое время я подавал документы на получение субсидии, но мне в ней отказали. Глубочайшее разочарование было в том, что даже не объяснили причину. После такого подхода действительно опускаются руки делать что-то дальше, играть в игры с бюджетом вообще не хочется. Я это прекрасно помню и надеюсь ситуацию исправить. В каком плане? Проблема взаимодействия органов власти и бизнеса – по большей части информационная. На самом-то деле информации о мерах поддержки и о том, как правильно ими воспользоваться, много у власти, но нет у бизнеса. Задача власти – не отказать бизнесмену в получении субсидии и не ставить палки в колеса. Все прекрасно понимают, и пандемийный год обнажил эту историю: бюджет края пополняют как раз предприниматели, поэтому надо сделать так, чтобы бизнес развивался и платил налоги, надо повышать общий уровень знаний инвесторов о том, как правильно оформлять документы. Часто хорошие проекты зарубаются из-за наличия пусть и небольшой налоговой задолженности. В этом случае даже копейка долга является стоп-фактором для получения субсидии.
По-вашему, сегодня предпринимаются достаточные меры для помощи инвесторам?
– Поддержки всегда будет недостаточно, но пусть эти меры будут точечными и действенными. Сегодня в Пермском крае функционирует, созданное по поручению губернатора, единое окно входа и поддержки предпринимателей, работают преференциальные зоны с льготными режимами налогообложения, будут появляться новые. Мы разрабатываем не только инструменты для поддержки бизнеса, но и создаем инфраструктуру – в будущем году появится Дом предпринимателя. На этом мы не собираемся останавливаться.
В интервью «Интерфаксу» губернатор Дмитрий Махонин заявил о том, что одна из ключевых задач – бережное отношение к инвестору. Что для вас это означает, и как этот принцип может быть реализован при работе в Прикамье?
– Принцип бережного отношения уже, на мой взгляд, внедрен в регионе. У нас работает Агентство инвестиционного развития, задача которого, и они ее выполняют, – персонализированное отношение к предпринимателю. Причем, это отношение распространяется как на крупных, так и на средних игроков. Напомню, что еще в 2019 году внедрен механизм, позволяющий проектам стоимостью от 100 млн рублей претендовать на статус приоритетного инвестпроекта. Пандемия показала, что это было сделано не зря. В резко меняющейся ситуации важно продолжить работу с муниципалитетами. Считаю, что сегодня как никогда важно участие местных властей в поддержке бизнеса. В этой связи продолжаем взаимодействие с территориями по формированию и внедрению лучших практик по работе с инвесторами, причем, в муниципалитетах, уделяем серьезное внимание снижению административных барьеров. В такой непростой ситуации проблем с административными барьерами у бизнеса точно не должно быть.
В Перми открылся третий гипермаркет «Лента»Что вы в таком случае думаете про работу с компанией «Лента» по реализации гипермаркета в Мотовилихинском районе на месте бывшей Пермской ярмарки? Магазин хотели открыть в 2016 году, но из-за того, что не был найден компромисс с властями, проект был заморожен и сдвинулся только в прошлом году. Чем краевые власти в таких ситуациях могут помочь инвесторам?
– Отмечу, что руководство Пермского края с компанией «Лента» в течение всего обозначенного срока находилось в тесном контакте, все решения взвешивались каждой стороной. Мы понимаем, что выбранная площадка первоначально не соответствовала масштабам реализации проекта, нельзя было допустить риска возникновения транспортных коллапсов, необходимо было создать условия увеличения пропускной способности соседних магистралей. Именно благодаря всесторонней оценке проблемы было найдено компромиссное решение.
Сейчас на экономику влияют пандемия и ее последствия. Доходы в бюджет упали – составили 83,5 млрд рублей за 10 месяцев (в прошлом году за аналогичный период 121,6 млрд рублей). По оценкам министерства экономразвития, на какой период прогнозируется падение? Сократились ли частные инвестиции в регион в этом году?
– Об объеме частных инвестиций за год говорить пока рано, мы можем отследить лишь общий объем инвестиций. По итогам девяти месяцев 2020 года показатель составил 175,5 млрд рублей, что меньше показателей аналогичного периода прошлого года всего на 3,2%. Что касается приоритетных инвестиционных проектов, то по итогам года мы прогнозируем, что в нашем портфеле 17 масштабных региональных проектов совокупным объемом инвестиций более 34,5 млрд рублей. В прошлом году объем вложений составлял 37,9 млрд рублей, этот показатель формировался на основе 9 инвестпроектов.
Есть ли данные по количеству предприятий в регионе, которые решили закрыться из-за пандемии?
– По данным ФНС на 1 ноября 2019 года произошло незначительное снижение открывшихся и закрывшихся предприятий. Год был непростой, окончательные итоги подведем в начале следующего.
Возвратимся к проектам ГЧП. Есть ли инициативы, которые обсуждаются с инвесторами?
– Сейчас мы ведем переговоры о возможности строительства в Перми межвузовского кампуса. Предполагается, что это будет сверхсовременный, отвечающий всем мировым стандартам комплекс, где студенты из разных университетов смогут общаться, делиться проектами и т.д. С заинтересованными инвесторами обсуждаем разные варианты сотрудничества, в том числе в рамках ГЧП.
Кроме того, до конца года заинтересованный инвестор планирует направить предложение о реализации проекта по созданию многофункционального спортивного центра. Это первый случай реализации проекта именно по модели ГЧП на территории Пермского края. Еще один социальный проект обсуждаем со Сбербанком. Речь о строительстве детского сада в регионе с привлечением частных инвестиций. Сейчас ведется расчет финансово-экономических условий. Если будет принято решение, то объект может появиться уже в 2022 году. Этот проект может стать первым, который реализуется на основании «коробочного» решения, предлагаемого Сбербанком.
На каком этапе сейчас проекты по строительству медицинских учреждений с привлечением частных инвестиций?
– В высокой степени проработки находится обсуждение модели реализации проекта онкоцентра. Мы планируем подать заявку в ВЭБ.РФ для привлечения инвестиций. Оценочная стоимость этого проекта – 10 млрд рублей. Что касается нового корпуса инфекционной больницы, то также продолжаем обсуждение с потенциальным инвестором.
Один из обсуждаемых проектов ГЧП – строительство третьего моста через Каму. Что происходит с этим проектом сейчас?
– Проработаны три варианта транспортных развязок в Камской долине. Просчитаны транспортная модель и потоки. Определена ориентировочная стоимость этого проекта с транспортными развязками. Сейчас находимся на стадии подбора подрядчика, потому что строительство моста подразумевает наличие компетенций в реализации аналогичных крупных проектов. Задача, которая поставлена перед нами губернатором, сделать так, чтобы вложения из краевого бюджета не превысили 15% от его общей стоимости.
В августе сообщалось, что региональные власти формируют предложение о заключении концессионного соглашения в отношении автовокзалов и автостанций, принадлежащих Пермскому краю. Сформировано ли такое предложение?
– В сентябре 2020 года в минэкономразвития края поступило предложение потенциального инвестора о заключении концессионного соглашения в отношении части автовокзалов, автостанций, принадлежащих на праве хозяйственного ведения ПКГУП «Автовокзал». К сожалению, пандемия внесла свои коррективы в ранее имеющиеся планы, и в отношении части объектов, которые ранее не предполагались к передаче в управление частному лицу, на сегодняшний день принято решение об их модернизации и содержании также за счет средств концессионера. Сейчас ведется совместная работа с министерством транспорта по изменению условий поступившего предложения.
Драйвером экономики в Пермском крае сегодня остаются обрабатывающая и добывающая промышленность. Какую миссию минэконом со своей стороны видит в продвижении пермской промышленности?
– Продвижение наших промышленных предприятий – это, конечно, совместная работа с минпромом, где именно он первая скрипка. Наша зона ответственности – это малое и среднее предпринимательство, а также продвижение продукции на экспорт. В Пермском крае сейчас создана новая Стратегия развития малого и среднего предпринимательства, рассчитанная до 2030 года. Среди основных направлений – создание благоприятных условий ведения бизнеса, развитие конкуренции и перспективных ниш, формирование эффективной системы поддержки предпринимателей.
А где сваи? Мэрия Перми объяснила депутатам думы причины неосвоения инвестиций в срокЧто касается экспорта, то Пермский край уже традиционно входит в ТОП-15 рейтинга регионов России по экспорту. За 9 месяцев 2020 года объем товарооборота Пермского края составил порядка 4 млрд долларов США, из них на экспорт приходится 3,36 млрд долларов США. Для поддержки экспорта в Пермском крае создана полная линейка инструментов. В 2020 году из бюджета Пермского края была выделена субсидия на частичное покрытие транспортных и логистических расходов. По инициативе главы региона она будет выдаваться экспортерам и в 2021 году.
Основной упор в развитии рынков сбыта будем делать на укрепление торгово-экономических связей со странами СНГ, а также развитие сотрудничества с нашими традиционными зарубежными партнерами. При существующей ситуации, связанной с ограничениями в период пандемии, будем продолжать перемещать бизнес в онлайн. Я имею в виду размещение и продвижение на онлайн-площадках, участие наших компаний в онлайн-выставках и бизнес-миссиях.
Какие новые точки роста помимо обрабатывающей и добывающей промышленности вы усматриваете сегодня в регионе? Как сюда вписывается IT-сфера?
– В крае сложилась связка между наукой и прикладными компаниями в этой отрасли. Есть сильные организации в области передовых производственных технологий в разных отраслях. На мой взгляд, для развития IT-сферы в крае уже достаточно много сделано: у нас работают два успешных коммерческих технопарка, резидентами которых становятся производители программных продуктов, робототехники, телекоммуникационных технологий. Правительство региона уже предоставляет технопаркам дополнительные льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество. Для поддержки имеющихся и появления новых инициатив в крае реализуется «дорожная карта» Национальной технологической инициативы (НТИ), в рамках которой организуются акселераторы для проектов компаний разных стадий, помощь в подготовке заявок на привлечение инвестиций из профильных фондов, помощь для участия в выставках.
При вашем предшественнике на посту министра экономразвития стартовала отмена ЕНВД, была отменена льгота на прибыль для крупных компаний. Как вы оцениваете эту налоговую политику? Сейчас в ЗС внесен проект об отмене пониженной ставки по налогу на имущество для организаций, реализующих приоритетные инвестпроекты, причина – ее невостребованность. Какие налоговые льготы сегодня действительно направлены на поддержку бизнеса? Стоит ли вводить новые?
– Если мы видим, что какая-то льгота неэффективна, мы не просто отменяем ее, а предлагаем альтернативу. Например, при отмене ранее упомянутых вами льгот для крупного бизнеса были введены такие механизмы, как инвестиционный налоговый вычет, пониженная ставка по налогу на прибыль для региональных инвестпроектов. Такой же подход работает и с режимами налогообложения для малого бизнеса. При отмене ЕНВД были скорректированы патентная и упрощенная системы налогообложения в сторону снижения налоговой нагрузки. Безусловно, в текущей непростой экономической ситуации необходимо продолжать оказывать поддержку бизнесу. С начала пандемии в Пермском крае было введено большое количество разнообразных мер поддержки. Теперь наступает следующий этап. По итогам года мы планируем провести комплексный анализ введенных мер поддержки, а также финансового состояния компаний и предпринимателей края. В результате мы сможем предоставить эффективную адресную поддержку тем, кому она необходима. Также отмечу, что налоговые льготы могут предоставляться ретроспективно. Это значит, что если, условно, информация о состоянии бизнеса будет получена по итогам годовой налоговой отчетности весной, льготы можно будет ввести с 1 января 2021 года.