Автор: Александра Шишкина
В марте 2020 года учителя еще не верят в COVID-19. Пусть вирус захватывает мир и Россию! В Перми выявлено пять случаев заражения, а мы знаем, как реагирует человек: пока проблема не касается нас и наших близких, ее не существует.
Однако школы и вузы по всей стране постепенно переходят на «удаленку». Дистанционные занятия, несмотря на обещание карантина до 12 апреля, начинаются 6 апреля. Интересно наблюдать, как учителя адаптируются к новым реалиям. Большинство из них быстро вливаются в непривычный режим работы. Правда, школа почему-то, не закупила аккаунты в Zoom, и приходится постоянно переподключаться, когда заканчиваются бесплатные 40 минут конференции.
Нам, одиннадцатиклассникам, повезло больше всех. Уроки по предметам, которые мы не сдаем на ЕГЭ, не проводят: времени на работу с репетиторами и прорешивание экзаменационных заданий становится больше. Некоторые учителя дают онлайн-тесты, ответы на которые есть в открытом доступе. Или просят написать конспект главы учебника и ставят за это оценки. Подтянуть успеваемость на карантине легче легкого.
Огорчает только отсутствие повседневного общения с одноклассниками и раздражение глаз от бесконечного смотрения в монитор.
Дату ЕГЭ сдвигают. Сначала нам говорят, что будем сдавать экзамен в июне, потом – в начале июля. В итоге первый экзамен – литературу – я сдавала 3 июля.
Учитель, который сопровождает ребят из моей школы, раздает на крыльце каждому комплект из перчаток и маски. Дают бумажку, где в столбике напротив своей фамилии надо расписаться. Мол, да, средства индивидуальной защиты получил.
На входе в здание школы, где пишу ЕГЭ, разметка. Желтые, уже чуть стертые полосы, которые обозначают дистанцию в полтора метра. Эта очередь на экзамен затягивает момент входа в школу. Естественно, на улице все подростки толпятся рядом друг с другом, дистанция не соблюдается. Но внутри ответственные работники ее контролируют. Вхожу в коридор – около рамки металлоискателя электронным градусником измеряют температуру. Не видела ни одного человека, которого выгнали бы на этом этапе, но знаю, что мой друг на один из экзаменов пришел с чуть повышенной температурой. Его пытались отправить домой, но он настоял на своем и пошел-таки писать физику.
В остальном – все как обычно. Ребята разбредаются по своим кабинетам. Все нервничают, пьют много воды, хохочут и обсуждают, кто сколько спал перед экзаменом.
Когда заходишь в аудиторию, маску и перчатки можно снять.
Вступительные экзамены в дистанционном формате я считаю лучшим решением. Во-первых, это удобно для абитуриентов из других городов: например, мне не надо ехать в Санкт-Петербург. Во-вторых, не устаешь. До 2020 года вступительные на факультет журналистики СПбГУ проводили в один день: поступающие собирались в одном из корпусов утром, писали первую часть – эссе. Затем отдых, а после по одному вызывали в аудиторию для устного экзамена. То есть если у тебя фамилия на последнюю букву алфавита, то сидеть тебе без еды и воды до самого вечера. Сидеть и переживать.
Вступительные онлайн проходили в два дня. В первый день все абитуриенты писали эссе. Для устного экзамена нас разделили по группам, у каждой была своя дата. Обе части контролировались системой прокторинга – она позволяет следить за тестированием или экзаменом в онлайн-режиме. Для того чтобы тебя допустили, нужно пройти тест на совместимость компьютера с этой системой: должны работать микрофон, веб-камера. Надо разрешить доступ к экрану и браузеру, чтобы наблюдатель видел: я не списываю.
Перед экзаменом это тестирование надо пройти еще раз. Потом сделать фото своего лица на веб-камеру, показать страницу паспорта с именем и фамилией. Во время вступительных в углу экрана есть небольшой кружок, в котором я вижу себя в реальном времени. Если все хорошо – рамка вокруг него зеленая. Если на фоне есть звуки, либо я слишком далеко от камеры, рамка становится оранжевой. А потом может стать багрово-красной – все уже совсем плохо. Если не исправлюсь, с экзамена не выгонят. Но потом будут просматривать запись на наличие нарушений.
Устная часть проходила так же. Только потом, когда я готова отвечать на вопросы билета, надо написать оператору в чат. И он соединит с преподавателем из СПбГУ, который будет по видео принимать зачет.
Баллы за вступительные можно было посмотреть на сайте Приемной комиссии СПбГУ.
Посвящение в студенты тоже проходило дистанционно. Это была онлайн-трансляция, но, как утверждает руководство СпбГУ, «все традиции были соблюдены».
Я расстроилась, когда узнала, что мой первый курс будет проходить не в здании вуза. Ведь нужно познакомиться с новым коллективом, узнать преподавателей. А еще я начинаю изучать новую для себя дисциплину: надо максимально погрузиться в тему, но с дистанционным обучением это сложнее. Это как учиться плавать по видео в YouTube.
До 11 ноября у нас был комбинированный формат обучения. То есть раз в неделю, по вторникам, были очные пары. А у меня еще занятия физкультурой в понедельник по нечетным неделям. В остальные дни пары дистанционные. Этот формат сохранялся до тех пор, пока министр образования и науки не подписал приказ о переводе всех вузов Москвы и Санкт-Петербурга в онлайн.
Сейчас все пары проходят в приложении Microsoft Teams – суть та же, что и в Zoom, но удобнее. В Teams запускается не случайная трансляция, а создается отдельная команда. Чат не удаляется, есть раздел «Файлы», куда можно загружать учебники, чтобы не потерялись. Единственная проблема – Teams требует много оперативной памяти. А у большинства преподавателей дома не самые лучшие ноутбуки. Трудно всей группой через трансляцию преподавателя посмотреть видео-пример.
Никто не знает. И строить догадки нет смысла. Преподаватели и студенты старших курсов на внеучебных мероприятиях часто с тоской вспоминают стены Высшей школы журналистики. Скучают по занятиям в оффлайне. Я тоже надеюсь, что мы перестанем учиться удаленно как можно скорее. Никакой точной информации нет, есть только предположения преподавателей: второй семестр тоже будет дистанционным.
Автор: Александра Шишкина.