В рамках проекта «Покупай пермское» в Пермском крае создан новый интернет-ресурс – агрегатор, с помощью которого можно заказать свежие фермерские продукты местных производителей на дом или до пункта выдачи. Его запуск состоялся 24 декабря, а уже на следующий день начали поступать заказы от первых клиентов. Оператором проекта «Покупай пермское» является Пермская торгово-промышленная палата.
«У сайта агрегатора простой и запоминающийся адрес – permfermer.ru . В какой-то степени это обычный маркетплейс, на котором представлены продовольственные товары от производителей из Пермского края. Чтобы совершить покупку нужно зарегистрироваться, отправить понравившиеся товары в корзину и оплатить их», – поделилась вице-президент Пермской ТПП и руководитель проекта Елена Гилязова. На сайте можно авторизоваться не только как покупатель, но и как фермер.
Елена Гилязова рассказала, что среди пермяков на сегодняшний день есть запрос на фермерские продукты, одновременно некрупные производители ищут варианты сбыта. Отсюда и возникла идея создать своеобразный «Фермерский Uber», где покупатели и производители встретились друг с другом. Покупка происходит напрямую у фермера, а агрегатор берет на себя функции организации доставки и проведения оплаты. Еще одними интересантами проекта являются несетевые розничные магазины. Фермерские продукты, которыми они могут торговать, являются вариантом одной из ниш. Такие магазины могут только выдавать продукты или же сделать отдельную витрину и его реализовывать.
Продукты на сайте размещены по 14 разделам: хлебобулочные, кондитерские и колбасные изделия, молочные продукты, консервы, напитки, заморозка, бакалея, мясо, рыба, овощи и фрукты. На сегодняшний день уже можно приобрести мраморную говядину от «Семьи Леви», рыбные пельмени, полуфабрикаты и котлеты от «Ильинской рыбки», мясо птицы и яйцо с ярким желтком от «Деревенских просторов», мед от «Медового раздолья» и «Пермских пчел», тушенку от фермера Виктора Войнова. Кроме того, представлены «Вязовские пряники» и «Суксунские молочные продукты».
Все продукты прошли экспертную оценку и имеют разрешительные документы, которые закреплены на странице под описанием товара. Их наличие является важным условием для присутствия на онлайн-витрине. У фермера есть возможность написать про свой продукт на сайте все, что он считает нужным. Ответственность за достоверность и полноту указанной информации несет производитель.
Доставка заказа на дом стоит 250 рублей, а получить их самовывозом можно в двух пунктах выдачи: в магазине «Медовое раздолье» по ул. Юрша, 74 и студии здоровья Green Club по ул. Пушкина, 50. Продукты доставляются два раза в неделю по вторникам и пятницам по 100 % предоплате на сайте, при этом нет минимальной цены для заказа. Через агрегатор планируют работать только со свежим товаром, а не накапливать его на складах.
Весь процесс по оформлению заказа полностью автоматизирован, а заявки поступают напрямую фермеру, и он обрабатывает их самостоятельно. Пункт выдачи в свою очередь формирует доставленные от разных фермеров заказы в один пакет и отдает их клиенту, либо водителю, если заказ с доставкой на дом. Кроме фермеров и точек выдачи есть еще один человек, который осуществляет обратную связь с клиентами и является диспетчером. Все они работают в одной электронной системе с разными правами доступа.
«Чтобы получить продукт в пятницу, покупатель должен в четверг до 16.00 сделать заявку на товар и оплатить его. Связано это со спецификой продукции, например, фермер Карпова из Краснокамского района, которая производит товар под брендом «Деревенские просторы», выберет и подготовит курицу только утром, затем ощиплет и сможет привезти ее после обеда. Так как товар весовой, на сайте представлена цена за минимальный вес курицы, но она может оказаться на 50—100 грамм больше. Доплатить нужно будет также через сайт. Можно быть на 100 % уверенным, что этот товар является свежим, экологически чистым, качественным и специально подготовленным для клиента», – пояснила г-жа Гилязова.
Сейчас готовы выставить продукты для доставки около 30 фермеров Прикамья, но в дальнейшем их станет значительно больше. Создатели проекта начали работу с ограниченным количеством производителей, в том числе для того, чтобы получить обратную связь от покупателей, выявить все ошибки и оперативно их устранить. Многие фермеры работают самостоятельно по заказам через Instagram, Facebook, у них созданы собственный сайты, но ряду клиентам не удобно покупать только монопродукт. Также у фермеров отлаженно производство, но не всегда выстроена доставка.
Агрегатор доступен абсолютно для любого производителя фермерской продукции из региона, у которого есть разрешительные документы на товар. Он может стать участником проекта «Покупай Пермское» и выставлять свой товар на станицах интернет-магазина, взяв на себя обязательство, своевременно привозить качественный продукт.
Вице-президент ПТПП отметила, что фермерский товар является более качественным, но это мелкоштучное производство, что накладывает определенные ограничения: он всегда дороже, а объем, который может поставить фермер ограничен. У многих производителей есть проблемы со сбытом своей продукции, ведь такой формат не подходит для крупных торговых сетей. Фермерская продукция нередко теряется за счет менее яркой упаковки. Приходя в сетевой магазин, покупатель не ожидает там получить фермерский продукт и скорее увидит разницу в цене и упаковке, чем качественное отличие товаров.
«Мы приглашаем к сотрудничеству магазины несетевой розницы, которые смогут осуществить выдачу товара. Почему это может быть им интересно? Количество розничных несетевых точек сокращаются по причине того, что они не выдерживают с торговыми сетями конкуренции, у которых принципиально другая цена закупа. Некоторое время несетевые точки держались за счет того, что отрабатывали формат магазина возле дома. На сегодняшний день практически у каждого дома находится магазин какой-либо сети».
Пункт выдачи в девяти случаев из десяти будет находится в несетевом магазине, где есть холодильные камеры. Там разместят постер с указанием, что здесь происходит выдача фермерских продуктов от местных производителей. Для тех, кто решит делать целый магазин фермерских товаров разработаны специальные брендбуки и варианты оформления.
За счет проекта «Покупай пермское» разработан сам агрегатор и идет его активное продвижение. «Самые большие трудозатраты у интернет-магазина связаны с обработкой обратной связи, диспетчеризацией, бухгалтерией и поддержкой самого агрегатора, но это уже не проект «Покупай Пермское», а отдельный бизнес, который этим занимается. У меня есть большое желание, чтобы через год–полтора, рассматривать его как выросшего ребенка проекта «Покупай Пермское» и увидеть, как они развиваются по отдельности», – подчеркнула г-жа Гилязова.
Тестовый режим проекта продлится около I квартала, после чего станет понятно, какой формат более востребован: доставка на дом или до места выдачи. В случае большой популярности, такие пункты планируют организовать в каждом крупном микрорайоне, в особенности отдаленных, таких как Закамск. Доставка пока работает только по Перми, но допускается, что в будущем будет доступна в небольшом радиусе за город. Все будет зависеть от покупательского спроса.
На правах рекламы