Автор: Кристина Суворова
Администрация Перми продолжает прорабатывать варианты сокращения объемов транспортной работы. Эта тема довольно долго обсуждалась в свете уменьшения убытков отрасли. По данным Business Class, на сегодняшний день деньги изыскивают в связи с вполне конкретной потребностью – средств не хватает на проведение новых конкурсных процедур по обслуживанию маршрутов. Долгосрочные контракты в Перми не заключены по 20 автобусным направлениям. Действующие «короткие» договоры по ним истекут 1 марта.
В начале декабря прошлого года мэрия представила предложения по сокращению объемов транспортной работы, которые позволят сэкономить порядка 400 млн рублей. Среди заявленных способов – корректировка маршрутов за счет невостребованных участков. Так, например, на направлении №19 конечной остановкой предложено было сделать «Центральный рынок». Недавно эта идея в несколько измененном виде нашла отражение в документе планирования регулярных перевозок. Согласно документу, сократить намереваются только часть рейсов, остальные же по-прежнему будут следовать от микрорайона Липовая гора до ул. Попова.
Еще одно звучавшее предложение (на маршруте №59 отказаться от рейсов до «Ипподрома», которые сейчас выполняются раз в полчаса) в документе планирования не упоминается. Но в нем описана другая похожая идея: на маршруте №3 ввести укороченные рейсы – от Перми I до Дворца творчества юных, сохранив и полный вариант пути (до микрорайона Нагорный).
С 1 февраля в Перми начнется эксперимент по оплате проезда без кондуктораНа этом доступная публично конкретика касательно планов по сокращению объемов транспортной работы заканчивается. Второе мероприятие было обозначено администрацией в общем виде – исключить из расписания рейсы с наименьшим пассажиропотоком и уменьшить количество автобусов на маршрутах с низкой загрузкой. Это намерение наряду с локальными изменениями маршрутов заявлено на декабрьском круглом столе с участием депутатов и перевозчиков, который провел заместитель главы администрации Перми Анатолий Дашкевич. После тема еще обсуждалась в рабочем порядке с предпринимателями. Тогда прозвучало, что от контрактов могут «отрезать» от 1% до 10%.
Опрошенные Business Class перевозчики заявили, что вопрос не закрыт, но каких-либо формализованных предложений – официальных писем, проектов дополнительных соглашений к контрактам, им от департамента транспорта пока не поступало.
Собеседники считают, что власти руководствуются не долгосрочными целями, а только реалиями сегодняшнего дня.
«Мы много раз говорили: переход на новую транспортную модель должен быть поступательным, без резких скачков. А получилось, что разыграли больше половины маршрутов, заложили на это миллиарды, а теперь средств не хватает. Как в армии – поступила вводная «Денег нет», и сразу бросаются экономить: тут подрезать, там сократить, поставить транспорт меньшей вместимости. А что будет через год? Как это скажется на популярности общественного транспорта? Мы потеряем пассажиропоток», – рассуждает руководитель компании «Дизель» Эдуард Мирзамухаметов.
Он считает, что есть направления, на которых, наоборот, нужно увеличивать объем работы. «Например, на маршруте №54 «Ул. Мильчакова – станция Пермь II – микрорайон Хмели» класс автобусов поменяли с большого на средний, и теперь мы по загруженности машин видим, что нужно ставить на линию больше единиц», – отметил перевозчик.
По мнению г-на Мирзамухаметова, в некоторых случаях целесообразно продлить маршрут, а не уменьшить, чтобы «захватить» дополнительный микрорайон и таким образом увеличить число пассажиров, а значит – поступления в бюджет. Примером недальновидного решения он считает урезать маршрут №18 до площади Дружбы. «В результате пассажиропоток там снизился, и теперь администрация смотрит на это и говорит: давайте в таком случае уменьшим объем транспортной работы. Мы предлагали – наоборот, вернуть маршрут в микрорайон Садовый», – рассказал собеседник.
Вопрос о сокращении объемов транспортной работы неоднократно обсуждался на заседаниях профильной депутатской комиссии. Как рассказал Business Class ее председатель Александр Филиппов, итогового варианта корректировок, который бы депутаты рассмотрели и одобрили, нет.
«В каком-то смысле его и не будет, ведь город и маршрутная сеть – это живой организм, необходимость в изменениях может возникать. Но мы должны вместе с администрацией сформулировать общие направления движения, тезисы о том, как будет развиваться отрасль дальше. Ни для кого не секрет, что существует кассовый разрыв между доходами и расходами. И объем его именно такой, какой прогнозировали депутаты. В связи с этим первая задача – данную проблему на будущее «купировать», полностью избежать убытков, очевидно, не получится. Вторая – сделать так, чтобы эти моменты были как можно менее болезненными для горожан», – прокомментировал депутат.
Отметим, что еще в августе члены депутатской комиссии посчитали, что по итогам 2020 года разница между доходами и расходами в сфере пассажирских перевозок вырастет с прогнозируемых ранее 800 млн рублей до 2,3 млрд рублей. В мэрии убытки сначала оценили в 1,8 млрд рублей, а к ноябрю увеличили прогнозную цифру до 2 млрд рублей.