Автор: Кристина Суворова
Власти Прикамья прорабатывают возможность создания «пермского наземного метро», или иначе – железнодорожных диаметров. Речь идет о развитии пассажирских перевозок: новых маршрутах электричек, дополнительных остановках и строительстве соединительных скоб там, где сейчас поездам «неудобно» разворачиваться.
В Кировском районе прошло несколько публичных встреч, на которых презентовали общее видение проекта и планы по маршруту в Закамск. Business Class ознакомился с материалами, представленными «Пермской пригородной компанией». Проект включает в себя центральное кольцо и три железнодорожные линии, названные диаметрами.
На схеме линия «Закамск – Пермь II – Технологический институт» выделена зеленым цветом. Пунктирная линия в районе станции Курья означает, что там необходимо построить соединительную скобу. В дополнение к существующим остановкам планируется обустроить пункты «Светлогорская» (возле ТЦ «Браво»), «Сысольская», «Ласьвинская» (перекресток Химградской – Ласьвинской) и «Закамск» (в районе ДДК Кирова).
Рассматривается также вариант продления маршрута и в другую сторону от Перми II. Тогда конечной остановкой станет «Технологический институт», добавятся промежуточные пункты «Самолетная» (под мостом Чкалова – Стаханова), «Советской Армии» (возле перекрестка Карпинского – Советской Армии) и «Хлебозаводская» (недалеко от ТЦ «Шоколад»).
Надо ли «тянуть» маршрут электрички через Бахаревку до Технологического института или проложить его по левой стороне через КамГЭС до Голованово – один из вопросов, которые обсуждались на встрече с жителями Закамска. Об этом рассказал на своей странице в Facebook депутат Госдумы Игорь Сапко. В комментариях к посту директор «Пермской пригородной компании» ответил на вопрос о состоянии железнодорожных путей от Бахаревки. Он сообщил, что по ним возможно организовать пригородное сообщение. В случае принятия такого решения, участок будет реконструирован, а для выяснения потребности пассажиров в новом маршруте проводится анкетирование.
Ориентировочное время в пути от Закамска до Перми II составит 30-35 минут, а до Технологического института – 45-50 минут. Из продемонстрированной презентации можно почерпнуть еще несколько подробностей. В ней описаны этапы реализации проекта «зеленой ветки». В первом полугодии 2021 года запланировано изменение статуса путей необщего пользования (ПНОП) Бахаревка – ул. Ижевская. С июля намечена передача участка в собственность «РЖД» и строительство новых остановочных пунктов в Закамске и на участке Бахаревка – Технологический институт. Это позволит запустить движение электричек с начала 2022 года. Но без соединительной скобы на станции Курья. Ее строительство отнесено ко второму этапу проекта, реализация которого намечена на 2023 год.
Известно также, что в Кировском районе потребуется задействовать участок, имеющий сейчас статус ПНОП. Речь о подъездном пути Пермского порохового завода, с которым предварительная договоренность уже достигнута. В опубликованных презентационных материалах об этом мероприятии не сказано. Последняя деталь о маршруте «зеленой линии», которая там содержится, касается подвижного состава. Указан его тип – рельсовый автобус «Орлан» и количество единиц – две. Рельсовый автобус, или дизель-поезд «Орлан», применяется для движения на неэлектрифицированных участках железнодорожных путей.
Для электропоездов «Ласточка» предназначен «пермский диаметр», обозначенный на схеме красным цветом. Он самый протяженный из всех (57,7 км) и связывает Краснокамск и Голованово. На этой линии 24 остановочных пункта, из них перспективными являются «Шоссейная», «Никитино» и еще два в центре Перми. Для сокращения времени движения в Краснокамск на «красной линии» запланировано строительство соединительной скобы на станции Оверята.
Третья ветка, синяя, соединяет Оверята и Левшино. На ней пять планируемых к строительству остановочных пунктов: «Город сердца», «Сосновый бор», «Комплекс ППИ», «Кабельная» и «Водолеево».
Они же включены и в последнюю, кольцевую линию, которая обозначена фиолетовым. Проходит она и через две перспективных остановки в центре Перми, уже упомянутые в связи с маршрутом в Краснокамск. Это пункты «Дзержинская» и «Попова» на Горнозаводской ветке. Кроме того, чтобы «закольцевать» линию, требуются соединительные скобы на станциях Пермь-Сортировочная и Левшино.
Препятствием для реализации проекта сейчас является нефункционирующий перегон Пермь II – Пермь I. Как отметил губернатор Прикамья Дмитрий Махонин, без кольцевого движения реализовать проект пермского наземного метро не получится. Его судьба зависит того, найдет ли инициатива краевых властей поддержку у федерального центра. Сообщалось, что в ближайшее время на рассмотрение в Минтранс РФ будут направлены соответствующие письма.
Власти рассматривают возможность создания транспортно-пересадочного узла вблизи ТРК «СпешиLove»Схемы в тексте: презентация АО «Пермская пригородная компания»/ официальный сайт администрации Кировского района Перми.