Алексей Николаевич, сейчас в Перми активно обсуждаются кадровые перестановки. Можно ли сказать, что сегодня в вашей команде все места заняты ключевыми игроками? Или еще будут замены?
– Жизнь идет, меняется. Думаю, что и с командой городской администрации будет так же, постепенно произойдут обновления. В самом начале своего пути в этой должности я озвучил, что резких перемен не будет. В то же время сейчас идет работа по выстраиванию управленческой команды Перми. Думаю, что после марта эта работа перейдет в активную фазу.
Немного каверзный вопрос – какая сфера городского хозяйства сегодня вызывает больше всего вопросов?
– По-моему, все сферы требуют постоянной коррекции, будь то система образования, городского хозяйства, уборка улиц или обеспечение населения транспортом. В каждой из них есть что подкорректировать и поправить.
А что по поводу взаимодействия с губернатором и краевыми властями?
– Продолжаем налаживать это взаимодействие. Под руководством главы региона проходят регулярные совещания по вопросам развития города. Каждый на них получает поручения по своему направлению и отрабатывает их. Конечно, по Федеральному закону №131 мы являемся отдельным уровнем власти, но в то же время понимаем свое место в вертикали власти Пермского края.
Алексей Дëмкин рассказал губернатору о планах по преобразованию ПермиТо есть у главы города совсем нет места для маневра – шаг влево, шаг вправо?
– Конечно, это не так. Всегда есть свобода для творчества. Главное – не увлекаться чрезмерно и вовремя докладывать на вышестоящий уровень о тех или иных инициативах. В целом такая практика установилась задолго до меня, и она продолжается: если есть идеи, которые глава Перми считает необходимыми и обоснованными экономически, то при губернаторе запрашивается системный городской час. В его рамках со своими заместителями выхожу на площадку, где мы презентуем проект. Если получаем одобрение от губернатора – приступаем к его воплощению в четком установленном коридоре времени, если нет – прекращаем обсуждения.
Вы являетесь членом команды губернатора, можно так сказать?
– Безусловно да. Предложение о переходе на новое место работы мне поступило именно от Дмитрия Николаевича.
Оно было из тех самых, от которых нельзя отказаться?
– Конечно, я мог отказаться. Но понимаю, как ему непросто реализовывать поставленные задачи и поддерживать принципы управления, и в то же время я их целиком разделяю. Поэтому мне хочется оказать ему поддержку.
Традиционно зимой один из главных вопросов – уборка улиц. По итогам оценки качества уборки улиц в конце января принято решение снизить сумму оплаты подрядчикам в некоторых районах. Такого не было давно.
– Это еще мы не услышали серьезной критики со стороны депутатского корпуса, предыдущему руководителю города доставалось куда больше. Дорожники теперь пытаются чистить все своевременно. Сейчас обсуждается план по созданию муниципального учреждения, которое будет заниматься обслуживанием дорог в центральном планировочном районе. Уверен, так можно будет получить лучшее качество за те же деньги.
Сначала придется потратиться, направить средства на покупку техники для МУПа. Но так можно будет решить сразу несколько задач: как я уже сказал, повысить качество и получить в арсенал города инструмент для решения каких-то непредусмотренных, авральных задач на дорогах. Ну и, конечно, те подрядчики, которые останутся работать по контракту, смогут видеть возможности муниципалитета по организации технических работ. Это будет их стимулировать качественно работать.
Но подрядчики никуда не пропадут?
– Останутся, но за пределами центрального планировочного района. Итоги работы этой зимой подняли на поверхность множество вопросов, которые достигают критической массы. Да, возможно, придется психологически переломить самих себя, чтобы решиться на такие траты в непростое время. Предстоит поработать, чтобы убедить депутатский корпус Пермской городской думы. Я уверен, что в конце концов это решение даст именно тот результат, который ожидают жители города, – повышение качества обслуживания.
В социальных сетях постоянно получаю сообщения такого содержания: «Алексей Николаевич, обратите внимание, адрес такой-то». Сразу локально, точечно начинаем решать вопросы, но ручное управление – сложное и малоэффективное. Поэтому моя задача – выстроить работу городских служб и подрядных организаций таким образом, чтобы им не приходилось постоянно напоминать об обязательствах.
Алексей Николаевич, назовите главные качества человека, который попал в «команду Дёмкина».
– Профессионализм – на этом должно базироваться все. Честность, ответственность и готовность работать на муниципальной службе, подписаться на режим работы в формате 24/7.
Долгое время вы были депутатом Пермской городской думы, представляя жителей Дзержинского района. Можно ли сказать, что он для вас более близок, чем все остальные? Не в обиду, конечно, жителям других частей города.
– Безусловно. Я здесь родился, вырос: детский сад, школа – все здесь пройдено. Потом отучился в политехе на комплексе ППИ. Сегодня часто жалуются, что маршрутная сеть в Перми не очень хорошая. Могу так сказать – когда я был студентом и ездил с Пролетарки на комплекс ППИ, приходилось бегать на пары, потому что не получалось сесть в автобус №6, затем в №7, а потом в №41. Все это мне хорошо известно, помню, как «с боем» уезжали с комплекса. Поэтому город для меня – родной и близкий, а Дзержинский район – самый родной.
Сейчас в Дзержинском районе Перми строится детский сад по ул. Желябова, 16б. Когда планируется сдать объект?
– В I квартале 2021 года. В конце февраля выйдет на итоговую экспертизу, а в марте произойдет сдача. Неделю назад посещал объект, он в высокой степени готовности, наполняется оборудованием. Подрядчики работают, не сбавляя темпы. Всего в начале года должны по контрактам сдать четыре детских сада. В общей сложности это более тысячи мест.
Этого много или мало?
– Скажем так – если еще столько же возвести, то можно полностью удовлетворить потребность в местах в детских садах. Сейчас нужно серьезно наращивать объемы строительства школ, потому что дети, появившиеся в период демографического всплеска в Перми, под который мы создавали семь новых дошкольных учреждений, доросли до средних образовательных учреждений. И для того, чтобы принять вчерашних малышей, они должны быть готовы в срок.
Когда инспектируете объекты вы как человек, имеющий большой опыт в строительной сфере, сразу видите, что где-то подрядчик недоработал?
– Конечно, когда посещаешь стройку, сразу видишь недочеты, нюансы. После этого передаю техническому заказчику все обнаруженное, тот их принимает, берет на карандаш, чтобы в последующей работе указывать на это подрядчикам.
Например, по объекту по ул. Желябова обратили внимание подрядчика на открывание и блокирование окон. Это ошибка в проекте, на них должны быть специальные замки. Поскольку высота здания достаточно большая, ребята могут забраться по радиатору на подоконник и открыть окно. Сейчас все это учтено, внесены коррективы, чтобы не возникало опасных ситуаций.
Вы говорили о том, что планируется наращивать объемы строительства школ в Перми. Какие шаги предпринимаются в этом направлении?
– Сейчас активно ведется решение этого вопроса. Для того чтобы появилась возможность строить школы так же активно, как детские сады, участвуем в специальных федеральных программах, которые позволят привлечь необходимые денежные средства. Ведем переговоры с государственной корпорацией ВЭБ.РФ через региональные власти.
Сейчас предложено 11 земельных участков, на которых возможно строительство школ. По пяти ведутся активные переговоры, то есть на первом этапе начнем строить как минимум четыре-пять школ. Возможно, это произойдет уже в текущем году. На следующем этапе возведем оставшиеся объекты. Если это будет удачный опыт взаимодействия с ВЭБ.РФ, то я уверен, что удастся найти еще участки, где можно построить средние общеобразовательные учреждения.
Еще одна важная городская тема – развитие объектов инфраструктуры, в первую очередь дорог. Как выстроена работа в этом направлении?
– Дороги, уже традиционно, на протяжении пяти-шести лет интенсивно строятся. Город вышел на миллион квадратных метров дорог в год. Занимаемся как непосредственно созданием нового дорожного полотна, так и реконструкцией старого. Здесь моя задача на ближайшие несколько лет состоит в наращивании этого показателя до полутора миллионов квадратов. Каждый год город участвует в нацпроекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Можно ли назвать какой-то из объектов знаковым в этом поле?
– В течение двух лет планируем реконструировать улицу Ленина. В 2021 году направляем значительные средства в улицу Якутскую – это давно нужно было сделать. Здесь скоростной поток сейчас понижен дорожными знаками во избежание аварийных ситуаций. Но это борьба с последствиями, а не с первопричиной. Нужно увеличивать качество покрытия и наоборот – увеличивать поток: на этом базируется принцип комфортной жизни в городе. Люди должны тратить минимум времени для попадания из точки А в точку Б. И чем меньше времени мы тратим на перемещение по дорогам, тем больше можем посвятить себя труду и семье.
Ремонт улицы Ленина будет выполняться с учетом расширения улицы Крисанова?
– Надеюсь, что да. Сейчас формируется створ улицы, выкупаются объекты, ведется проектирование расширения улицы Крисанова.
На протяжении трех с половиной лет в Перми работает система платных парковок. Вам приходили штрафы?
– Да, разговаривал с Анатолием Дашкевичем и Максимом Кисом по поводу того, что администрирование у нас пока недостаточное. Иногда я умышленно превышал время парковки либо не оплачивал, но реакции на это не поступало. Сразу сообщал об этом в городские службы – если штрафов не было, значит, что-то недорабатывается. Договорились, что в этом году идем к депутатам с запросом небольших денег для того, чтобы отремонтировать существующие комплексы наблюдения и приобрести дополнительные автомобили для мониторинга. Глупо расширять зону платной парковки, пока не налажено администрирование. Как только это будет сделано, пойдем к депутатам с предложением зоны расширения, поскольку будем уверены, что сможем четко в ее границах наладить всю работу.
Льгота для многодетных и спасение для забывчивых. Грядущие изменения парковочной политики ПермиВ прошлом году завершился первый этап благоустройства Комсомольского проспекта – от улицы Монастырской до улицы Екатерининской. Что будет дальше?
– Комсомольский проспект преображается, становится благоустроенным, интересным. На центральной аллее уложена прекрасная плитка, установлены новые лавочки. В зимний период можно наблюдать декоративную подсветку. На мой взгляд, она здорово украшает бульварную часть и в целом Комсомольский проспект. Сейчас уже проведены конкурсные процедуры, разыграны следующие части улицы. На них также планируется реконструкция Комсомольского проспекта и преображение аллейной части.
Работы проводятся в рамках подготовки к юбилею города?
– Да, все эти мероприятия учтены в плане подготовки к 300-летию Перми.
Какие объекты, претерпевающие изменения к юбилею, вы бы назвали ключевыми?
– В первую очередь – преображение Комсомольского проспекта. Помимо уже сказанного, проводим еще и ремонт фасадов домов. Они будут серьезно обновлены, их внешний вид претерпит заметные изменение в плане облагораживания и украшения. В целом архитектурный ансамбль Комсомольского проспекта заиграет новыми красками.
Как будет выглядеть Октябрьская площадь после реконструкции?
– Она превратится в продолжение бульварной части Комсомольского проспекта. Но это не будет каким-то капитальным сооружением – площадь будет состоять из ряда малых архитектурных форм, наполненных растениями и деревьями. Мы помним, что в течение нескольких дней в году в этой локации проходят общегородские мероприятия – но их проведению ничто мешать не будет. Все формы будут убираться на время проведения парадов, а затем возвращаться на место. У пешеходов появится возможность спокойно гулять от самой набережной до Комсомольской площади. Подрядчик уже вышел на объект – начал со строительства ливневки и кабельной канализации.
Знаковый пермский объект – набережная реки Камы. Когда завершится реконструкция?
– В этом году планируется закончить все строительные и благоустроительные работы. Набережная в 2021 году наконец-то заживет своей полной жизнью. Я уверен, что если отменят ограничения, то на ее площадке снова будет проходить множество событий, к участию в которых станем приглашать всех горожан. Ведь потратить столько времени и сил на проект и при этом не пользоваться им на полную – значит обесценить все вложенное. Это, без сомнений, долгожданный и успешный городской проект.
Что насчет планов по расширению набережной в сторону Мотовилихи?
– Такие тоже есть. На одном из совещаний у губернатора Пермского края прозвучало поручение в адрес городских властей проработать возможность строительства набережной от Перми I в сторону Мотовилихинских заводов. Есть задача в этом направлении развивать территории. Думаю, что в ближайшие месяц-другой все возможности обсудим внутри администрации и вынесем на системный час губернатора.
Но это не проект к 300-летию, он рассчитан на более длительную перспективу?
– Определенно. Но если появляется такой вектор развития – городскими властями он будет реализовываться.
Планируется ли проводить работы на набережной Камы в Кировском районе?
– Такие планы есть, но это непростой и многоступенчатый проект. В первую очередь там необходимо сделать берегоукрепление. Такие работы проводятся за счет федеральных ресурсов. Сейчас разрабатывается проект, чтобы войти в финансирование этих работ. После того как они будут выполнены, начнем реконструкцию. Не факт, что удастся успеть к юбилею, но начав их – точно закончим.
Последний участок набережной в Перми откроют к 1 сентябряФото и изображения в материале: пресс-служба администрации Перми.
Интервью впервые было опубликовано в программе «Лобби-холл» на телеканале «ВЕТТА».