Автор: Кристина Суворова
В прошедшем году транспортная отрасль Перми сгенерировала убыток 1,962 млрд рублей. Это на 1,1 млрд больше, чем было заложено в бюджете первоначально. Фактические расходы составили 4,3 млрд рублей (на 420 млн рублей меньше планового значения). Доходы сложились в размере 2,3 млрд рублей вместо ожидаемых 3,8 млрд рублей. Пассажиропоток упал на 34% по сравнению с 2019 годом – до 155,5 млн человек. Итоговые данные представил начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин на заседании профильной депутатской комиссии.
Он также рассказал о первых результатах эксперимента по внедрению системы оплаты проезда без участия кондукторов. По итогам трех недель на пилотных маршрутах (автобусы №4 и №80, трамвай №6) на платежи с помощью стационарных валидаторов приходится 63%. В остальных случаях пассажиры обращаются к водителю: чтобы оплатить наличными (15%) или получить пересадочный талон (22%).
Отсюда администрация сделала вывод, что в случае полного перехода на бескондукторную систему необходимо автоматизировать процесс бесплатной пересадки. Условно – перейдя с одного маршрута на другой, человек прикладывает карту к валидатору, и если время для пересадки еще не истекло, то деньги не списываются. Несоблюдение расписания на экспериментальных маршрутах Анатолий Путин объяснил тем, что водители не успели привыкнуть к выполнению новой функции. По его словам, за неделю отклонений от графика стало меньше.
Еще один важный показатель – доля безбилетных пассажиров. Сейчас на пилотных маршрутах она составляет 20-25%. С точки зрения департамента транспорта, число «зайцев» не должно превышать 20%. Как пояснил Анатолий Путин, в таком случае бескондукторная система окажется экономически более выгодной, чем нынешняя. По его словам, задача контролеров – чтобы число безбилетников не превышало эту планку.
Здесь возник вопрос у Контрольно-счетной палаты Перми.
«Брать 20% неоплаченных поездок в качестве нормы и не стремиться к снижению этого показателя недопустимо. Мы, конечно, посмотрим в ходе внешней проверки, как это повлияет на потери бюджета», – отметила председатель КСП Мария Батуева.
Анатолий Путин рассказал, что прорабатывается комплекс мер по снижению числа «зайцев». И мер не только карательных (здесь чиновник упомянул обсуждение на краевом уровне двукратного увеличения штрафов), но и касающихся повышения удобства оплаты проезда.
Депутат Владимир Молоковских поинтересовался, как изменилась собираемость платежей на маршрутах, где тестируется бескондукторная система. Таких данных в распоряжении начальника департамента не оказалось, и он пообещал предоставить информацию позже.
Г-н Молоковских посетовал на отсутствие как экономических расчетов, так и личной ответственности чиновников за финансовый результат. «Сначала запускаем эксперимент, а потом у нас появляется дыра в бюджете. Ладно бы при этом людям стало удобнее ездить на транспорте. А то и неудобно, и убыточно. Думаю, итог 2021 года будет не лучше, чем прошлого. А со всеми экспериментами в отрасли, возможно, еще и хуже», – считает он.
«Уровень собираемости платежей и выручка – основные показатели, на которые мы должны опираться при оценке эксперимента по бескондукторной системе. Меня поразило отсутствие ключевых цифр, это нехозяйственный подход», – согласился депутат Арсен Болквадзе.
У его коллеги Дениса Ушакова дальнейшая судьба транспортной отрасли не вызывает сомнений.
«Мы превратили пассажирские перевозки в супербизнес, где без разницы, сколько людей ездят в автобусе и покупают ли они билеты: бюджет перевозчику заплатит все равно. Мы раздули расходы и теперь как-то будем с этим жить, приходя к убытку 2,5 млрд, 3 млрд рублей…» – прогнозирует депутат.
Лидер фракции «Справедливая Россия» в гордуме Вероника Куликова призвала администрацию начинать новые эксперименты только после того, как достигнут положительный результат по предыдущим этапам. «Нет четкого плана, как предотвратить дальнейший рост убытков, а уже тестируется бескондукторная система. Более того, администрация Перми объявила об изменении правил бесплатной пересадки с 1 марта», – напомнила депутат.
Речь идет об отмене бесплатных пересадок при оплате наличными. Опцией также нельзя будет воспользоваться при поездке туда и обратно на одном и том же маршруте. По мнению г-жи Куликовой, предоставление права на бесплатную пересадку только при оплате по безналу можно расценить как дискриминацию. Анатолий Путин ответил, что департамент не консультировался с УФАС, но изучил опыт других регионов. Такая практика там имеет место.
Председатель комиссии Александр Филиппов поддержал предложение Вероники Куликовой и зафиксировал в решении: рекомендовать администрации до принятия решения об изменениях правил пересадки провести консультации с УФАС и с прокуратурой.
Заместитель министра транспорта Пермского края Александр Клебанов заметил, что в случае переноса срока изменений будет продлена практика «бесплатного катания».
«Оплата за наличные при пересадке – это личный повод «играть» в бесплатные поездки», – заявил он.
Александр Филиппов отметил, что мотив корректировок понятен, а предварительная проработка вопроса с контролирующими органами снимет возможные претензии с их стороны и риск отмены постановления администрации. Еще одна рекомендация депутатской комиссии в адрес мэрии – к пленарному заседанию думы предоставить информацию об экономических параметрах эксперимента по бескондукторной оплате проезда.