Автор: Анастасия Хохлова
Оборот рынка легковых автомобилей в Пермском крае за месяц с января по февраль 2021 года снизился на 4,9%. Это связано с сохраняющимся дефицитом автомобилей и отменой государственных программ поддержки в середине февраля – покупатели могли оформить льготный автокредит. Часть клиентов отказалась от покупок и ждет повторного запуска программ. Но, по словам экспертов, они могут обмануться, ведь продолжающийся рост цен сведет на нет выгоду от господдержки.
По оценкам автодилеров, за два с половиной месяца 2021 года стоимость автомобилей выросла в среднем на 2-5%. «За первые месяцы авто подорожали уже три раза, в среднем рост – 40 тысяч. Здесь все зависит от модели и страны производства. Машины российской сборки подорожали на 20-40 тысяч рублей, европейской – на 50-80. Причина все те же – рост курса валют, дефицит автомобилей в салонах», – рассказывает Егор Щербов, директор по продажам автомобильного холдинга «Экскурс».
«В первую очередь рост цен связан с осенней волатильностью на валютном рынке, которую пытаются компенсировать многие автопроизводители. Также влияние оказывает прошлогодний рост цен на сырье, такое как сталь, электронные компоненты, пластик», – говорит Дмитрий Репин, заместитель директора по продажам «САТУРН-Р АВТО».
Автодилеры отмечают, что дефицит на автомобильном рынке есть не везде. В основном в салонах нет самых ходовых моделей – их сразу раскупают. «Склады дилеров начинают понемногу наполняться, но дефицит на большинство самых популярных моделей сохраняется. Последствия локдауна продолжают сказываться: проблемы с доступностью полупроводников и в целом части некоторых электронных компонентов накладывают ограничения на объемы производства», – рассказывает Дмитрий Репин.
Доллар умножили на дефицит. В Перми сразу после Нового года подорожали автомобилиКроме того, эксперты говорят, что сложнее ситуация у тех брендов, чье производство располагается в разных странах. Сказывается закрытие границ на время карантина. «На данный момент ситуация разнится от бренда к бренду. Все зависит от того, насколько сильно производство раскидано по разным странам или сосредоточено в одном месте у различных производителей», – подтверждает Константин Бабиян, исполнительный директор официального дилера BMW «Автомобили Баварии».
Спрос эксперты называют нестабильным. По словам Егора Щербова, спрос «качается» – то падает, то возрастает.
Дилеры едины во мнении, что цены на авто до конца года продолжат расти. Ситуация стабилизируется, когда стоимость машины в рублях «догонит» курс доллара или евро. «Стоимость машин в евро или долларах не поменялась, а вот рублевая изменилась существенно. И пока цены не приблизятся друг к другу максимально, рост продолжится. И это еще без учета налогов и таможенных сборов», – считает Константин Бабиян.
О налогах говорит и Дмитрий Репин. По его мнению, планируемое увеличение утилизационного сбора может привести к повышению стоимости автомобилей на 3-5%. «В ближайшее время к факторам, действующим на рост цен, может добавиться увеличение утилизационного сбора. Документ уже подготовлен Минпромторгом, но пока не понятен срок его ратификации. Некоторые производители уже заложили определенный люфт в цене на автомобили, но большинство ждет подписания документа, что автоматически приведет к росту цен на автомобили на 3-5%. Я прогнозирую, что снижения цен на автомобили до конца года мы точно не увидим. Возможна только стабилизация ближе ко второй половине года», – поделился г-н Репин.
Ранее в дилерских центрах надеялись на снижение дефицита и стабилизацию цен ближе ко второму кварталу. Сейчас прогнозируют, что это может произойти только во втором полугодии.
Инвестор предложил построить в Перми онкодиспансер за 10,7 млрд рублей