По поручению губернатора Прикамья Дмитрия Махонина началась детальная актуализация Стратегии развития Перми. Состоялся круглый стол по вопросам развития инфраструктуры. Глава Перми Алексей Дёмкин перечислил направления работы по усовершенствованию городской среды: развитие улично-дорожной сети, повышение удобства общественного транспорта, контроль качества услуг по содержанию и ремонту многоквартирных домов, расселение ветхого и аварийного жилья. «Мы должны максимально полно учесть потребности горожан и добиться результата, чтобы они могли сказать: «Пермь – комфортный город, я хочу здесь жить и работать», – обозначил мэр глобальную цель при формировании Стратегии развития.
Председатель Пермской городской думы Дмитрий Малютин отметил, что серия круглых столов по различным социально значимым направлениям – хороший формат, позволяющий выявить «болевые точки» и найти пути решения проблем.
«Сегодня важно переходить от осознания проблем к их решению. Ориентироваться надо не на процесс, а на результат. Работая с гражданами, мы видим застарелые проблемы, долгое ожидание переселения из аварийного жилья, равнодушие управляющих компаний. Нарекания по-прежнему вызывает транспортная реформа, идущая уже два года. Пермяки ждут реального прорыва в этих вопросах, и наша задача – в самое ближайшее время этот прорыв обеспечить», – подчеркнул Дмитрий Малютин.
Об изменениях в сфере пассажирских перевозок рассказал начальник департамента дорог и транспорта Анатолий Путин. Он отметил, что результатом внедрения новой транспортной модели стало обновление подвижного состава (средний возраст автобусов сократился с 12 до 3 лет, выросла доля низкопольного транспорта, его экологический класс), повсеместное внедрение безналичной оплаты. Больше всего нареканий жителей, по словам Анатолия Путина, вызывает маршрутная сеть. Еще часть вопросов связана со скоростью движения транспорта, пешей доступностью остановок и комфорт ожидания транспорта.
«Мы выделили ряд маршрутов, где требуется увеличить количество транспорта, подготовили предложения по открытию новых маршрутов там, где в 2020 году они были укорочены или закрыты. Эти мероприятия должны быть реализованы в текущем году. Для повышения скорости движения транспорта поэтапно приводятся в нормативное состояние трамвайные пути, для автобусов предусмотрено создание выделенных полос. Нам необходимо установить порядка 80 остановочных павильонов и обновить 320. Для решения локальных вопросов, возникающих у пассажиров, предлагается создать единый центр развития транспортных сервисов. Он будет заниматься коммуникацией с пассажирами, цифровизацией отрасли», – рассказал Анатолий Путин о путях решения проблем.
Дмитрий Малютин задал вопрос об экономической стороне реформы. «В 2020 году мы имеем кассовый разрыв в 2 млрд рублей, а это бюджетные средства. В качестве одного из возможных механизмов экономии называлось внедрение бескондукторной системы. На сегодня она протестирована, какие выводы можно сделать?» – поинтересовался он. Анатолий Путин ответил, что в целом эксперимент прошел удачно, но его нельзя масштабировать прямо сейчас – некоторые аспекты требуют доработки. Более подробный анализ проведут в середине апреля.
О ключевых дорожных стройках рассказал главный инженер МКУ «Пермблагоустройство» Матвей Чувашов. Это реконструкция ул. Героев Хасана (завершение работ планируется в октябре 2021 года), капитальный ремонт трамвайных путей по ул. Уральской, реконструкция ул. Карпинского, ул. Свиязева до ул. Советской Армии. Параллельно проектируется расширение еще одного участка этой улицы – от ул. Мира до шоссе Космонавтов. В этом году начнется продление ул. Крисанова. Масштабный проект также подразумевает реконструкцию транспортного узла Столбовая – шоссе Космонавтов, преобразование всех пересечений от ул. Плеханова до ул. Мильчакова.
«Действительно, в Перми дороги становятся лучше, объемы ремонта и нового строительства растут. Но некоторые участки, где работы проведены недавно, находятся в плачевном состоянии. Есть ли технологии, которые позволяют делать дорожное покрытие более долговечным?» – поинтересовался модератор дискуссии Валерий Мазанов.
Матвей Чувашов ответил, что в последние годы объем финансирования дорожной отрасли растет, в том числе и благодаря участию Перми в нацпроекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). Это позволяет как проводить капитальный ремонт и реконструкцию дорог, так и поддерживать их сохранность. МКУ «Пермблагоустройство», по его словам, старается следовать всем современным тенденциям и внедрять новые технологии. «Главное – не сбавлять темп этой работы», – резюмировал он.
Начальник департамента ЖКХ Александр Власов доложил о подходах к улучшению качества управления многоквартирными домами. Он отметил, что во многом ситуация зависит от активности собственников МКД – первоначальный выбор УК находится именно в их компетенции. Здесь власти проводят информационную работу: индивидуальные консультации, обучающие курсы, семинары. В отношении домов, оставшихся без управления, департамент проводит конкурсы по определению УК (в 2020 году – 948 МКД).
«Законодательством регламентировано: если никто не заявляется на обслуживание дома, его можно передать во временное управление. В 2019-2020 гг. это сделано в отношении 449 МКД. При этом есть ряд предложений по уточнению федерального законодательства, урегулирование вопросы ответственности УК. Мы поднимаем эти вопросы вместе с краевой инспекцией Госжилнадзора», – рассказал Александр Власов.
Еще один механизм улучшения качества управления МКД – развитие муниципальных УК. Непосредственное управление домом силами жителей департамент, наоборот, считает неэффективным. В связи с этим есть предложение ограничить его использование: число квартир в доме, при котором может действовать непосредственное управление, уменьшить с 30 до 12. Но решение может быть принято только на федеральном уровне.
Заместитель министра строительства Пермского края Фаина Минх рассказала о привлечении средств инвесторов для расселения ветхого и аварийного жилья. «В свое время на территории Перми реализованы хорошие примеры в этой сфере. С застройщиками было заключено 17 договоров о развитии застроенных территорий. Это позволило увеличить темпы ликвидации аварийного жилья. Вместе с тем возникали ситуации, когда на территории находились технически устаревшие дома, которые формально не могли быть признаны аварийными. В этом случае инвесторы могли разрешить ситуацию в ходе переговоров с собственниками, но единого механизма решения проблемы не было. Сейчас он прописан в федеральном законодательстве», – пояснила Фаина Минх.
Алексей Дёмкин выразил уверенность, что новая форма – комплексное устойчивое развитие территорий – будет положительно воспринята как органами власти, так и застройщиками.
«Наша задача – быстрее обозначить площадки, которые мы будем выводить на рынок в рамках конкурсных процедур», – акцентировал он.
На еще одной важной составляющей комфортной среды – благоустройстве территорий – остановился в своем выступлении Михаил Борисов, региональный координатор федерального проекта партии «Единая Россия» «Городская среда» Пермского края.
«В отличие от некоторых других регионов в Перми увеличивается, а не уменьшается количество дворов, где проводится благоустройство. Город реализует не только федеральную, но и муниципальную программу, и в результате работы проводятся комплексно. Во дворе можно сделать тротуары, детские и спортивные площадки. Здесь нельзя не оценить вклад депутатского корпуса, помощь и поддержку жителей в благоустройстве территорий», – подчеркнул эксперт.
Он добавил, что в Перми власти и общественность совместно добились продления гарантийных обязательства подрядчиков до восьми лет, что улучшило качество работ. Актуальной задачей Михаил Борисов назвал синхронизацию мероприятий по нацпроектам «Комфортная городская среда», «БКАД», а также программы капремонта. «Сегодня город смотрит вперед. На Единой платформе по голосованию за объекты благоустройства жители Перми с 26 апреля по 30 мая смогут определить наиболее важные проекты благоустройства своих территорий на 2022 год», – анонсировал спикер.
Подводя итоги круглого стола, Алексей Дёмкин отметил, что каждая из затронутых тем объемна и требует дальнейшей проработки. «Всех призываю к продолжению открытого диалога. Это одна из первых, но далеко не последняя встреча на тему городского хозяйства», – заключил он.