Автор: Анна Лобанова
Половина предприятий в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса в Прикамье убыточны. Если в 2019 году доля таких компаний составляла всего 14,3%, то по итогам прошлого года показатели выросли до 50%. Представители гостиничной и ресторанной отраслей подтверждают эту статистику Пермьстата.
Период простоя из-за пандемии повлек за собой большие потери, у многих участников гостиничного бизнеса не оказалось финансовой «подушки», чтобы пройти время ограничений. Эксперты отельной индустрии признаются, что даже в конце года многим удалось достичь лишь работы «в ноль».
«За время пандемии отельная индустрия Перми потеряла от 30% до 60% выручки. У некоторых отельеров нет возможности выделить средства из бюджета на обновление номерного фонда и развитие новых стратегий маркетинга», – делится мнением Елизавета Янпольская, управляющая сети гостиниц Aura. – Сейчас мы много тратим и на средства индивидуальной защиты. Дополнительно поставщики на 10% увеличили цены на маски, перчатки, дезинфицирующие средства».
Краевые власти ведут переговоры с AZIMUT Hotels об использовании здания на ул. Окулова, 4В сети гостиниц Aura рассказали, что часть отелей и гостиниц Перми приостанавливали деятельность в период с мая по сентябрь.
Хуже всего в постковидное время приходится небольшим объектам – мини-отелям и хостелам, говорят специалисты.
«Бизнес с малым номерным фондом не может позволить себе какие-то накопления и как следствие – не справляется с финансовыми трудностями. Цена за номер не растет, а расходы увеличиваются. Если у большого отеля финансовая «подушка» на непредвиденные траты (оборудование, СИЗ, антисептики) предусмотрена, то у мини-отелей – нет. Показатели работы крупных отелей не выравнивают экономическую картинку по отрасли в целом», – комментирует эксперт по классификации туристских объектов Елена Ромашова.
Говорить о прогнозах восстановления отельной отрасли Елизавета Янпольская затрудняется: «В текущем году прогноз будет зависеть от эпидемической ситуации в стране. Гости не бронируют номера заранее, чаще это делают за день-два до приезда». В такой ситуации не до прогнозов, сетуют отельеры.
Сейчас, по наблюдениям представителей Holiday Inn Perm, ситуация с потоком гостей стала лучше. Но приблизиться к допандемийным показателям отельному бизнесу все равно не удается.
«В прошлом году хорошими месяцами были сентябрь и октябрь, а потом снова началось падение. В этом году поток гостей постепенно восстанавливается. Замечаю, что люди продолжают ездить в командировки, несмотря на удаленный режим работы. Если честно, я ожидал гораздо большего влияния «удаленки», но вижу, что этого не произошло», – признается Сергей Сташков, представитель собственников отеля Holiday Inn Perm.
Резкий рост убыточных предприятий произошел и в сфере общественного питания. Рекордный обвал оборота общепита (минус 60%) Пермьстат зафиксировал в мае 2020 года, когда власти закрыли рестораны и кафе из-за пандемии коронавируса. В феврале 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого, ситуация стала оптимистичнее, показатели уменьшились на 24,6%.
По наблюдениям основателя пиццерий Novopomodoro, Toropomodoro и бара «Совесть» Максима Минина, пандемический год отразился на разных форматах ресторанного бизнеса по-своему. Для части заведений еще летом наступил радужный период, для других кризис продолжается.
«Тот факт, что оборот у некоторых форматов ресторанного бизнеса на данный момент ниже чем до пандемии, – это точно. Например, направление кейтеринга простаивает уже год. На данный момент все еще под запретом проведение и организация банкетов и фуршетов. В том числе запрещены частные мероприятия. Уже ровно год как остановлена работа ночных клубов. Многие клубы переформировали в бары, но это точно не дает тех оборотов, которые могут быть от проведения вечеринок», – делится мыслями с «bc» г-н Минин.
Часть игроков рынка общественного питания признается, что действующие эпидемические ограничения по-прежнему отражаются на работе заведений. Хотя многие уже и привыкли. Совладелец и руководитель кофеен Forrest Александр Заединов заметил, что маски немного усложняют коммуникацию между гостями и сотрудниками. По его размышлениям, пострадали и бизнес-ланчи, поскольку часть сотрудников остались работать удаленно.
Еще одна экономическая боль, с которой столкнулись пермские рестораторы в постковидное время — рост стоимости продуктов. Ингредиенты стали дороже на 10%, а у некоторых поставщиков и вовсе на 50%. Это приносит дополнительные финансовые потери, тревожатся рестораторы.
«Несмотря на рост стоимости продуктов, мы не можем просто резко взять и поднять цены, – говорит Роза Акопян, управляющая кафе здорового питания «Крапива». – У нас кафе здорового питания, работаем и так с недешевым продуктом. Клиентскую базу после локдауна сохранили, посетители продолжают поддерживать нас. Наблюдаем, что часть потребителей сейчас выборочно покупают. Многие стараются где-нибудь сэкономить».
Источник: Пермьстат.
Восток в каждой тарелке. Топ-5 заведений с восточной кухней, появившихся в Перми с начала года