Автор: Кристина Суворова
ГУП «Автовокзал» теперь обслуживает маршруты №104 «Пермь – Гамово» и №106 «Кондратово – Пермь». Контракты предприятие выиграло по итогам конкурсных процедур еще в прошлом году, но предприниматели через суд добились права продолжить работу на основании имеющихся у них свидетельств. Спустя несколько месяцев решение по одному из исков отменено в кассационной инстанции в Челябинске. Перевозчик подал жалобу в Верховный суд, но с маршрута №106 вынужден был уйти. По направлению №104 до кассации дело не дошло, однако и его частный бизнес покинул. Связаться с перевозчиками для получения комментариев Business Class не удалось.
Как развивались события после победы краевых властей в Челябинске, можно отследить по открытым данным судов. Минтранс попытался вытеснить частную компанию с еще одного маршрута – №150 «Конец Бор (Краснокамск) – Пермь», обратившись в краевой суд с заявлением об отмене обеспечительных мер. Представители ведомства указали, что из-за них «Автовокзал» не обслуживает маршрут и бюджету Пермского края причиняется ущерб в виде недополученных доходов от продажи билетов. В минтрансе обратили внимание и на решение кассации по аналогичному делу. Суд счел, что довод не имеет правового отношения к рассматриваемому вопросу и оставил обеспечительные меры в силе. Транспортная компания «Автодан» продолжила работу на маршруте №150.
Перевозчик «ВТБ-Авто» помимо подачи жалобы в Верховный суд инициировал новое разбирательстве в арбитраже. Компания требует признать незаконным прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту №106. Заявитель ходатайствовал о принятии обеспечительных мер. В определении суда приведены доводы истца. Указано, что организация планировала деятельность с учетом права работать на маршруте до 28 февраля 2022 года. Прямой имущественный вред в связи с невозможностью продолжения перевозок может привести к банкротству. Кроме того, в кредит закуплены новые автобусы, некоторые из них уже курсировали по маршруту №106. Арбитраж отказал в принятии мер предварительной защиты. Рассмотрение иска начнется 18 мая.
Обновление автобусов – один из ключевых аргументов транспортной реформы. Сейчас средний возраст техники – 20 лет. Как рассказал ранее заместитель министра транспорта Пермского края Александр Клебанов, при проведении конкурсов на обслуживание автобусных маршрутов в рамках новой транспортной модели будет предъявлено требование к автобусам – не старше одного года. Он также назвал предполагаемую стоимость автокилометра, исходя из которой рассчитывается цена контрактов с перевозчиками: 67 рублей за км для автобусов большого класса. «При таких высоких требованиях это слезы», – говорят предприниматели о расценках.
При этом участники рынка не исключают, что на межмуниципальные маршруты могут прийти иногородние игроки, как это случилось в Перми. У крупных компаний, работающих в федеральном масштабе, больше ресурсов для того, чтобы закрепиться на маршрутах. Местные уверяют, что хотели бы продолжить работу и не против обновлять транспорт (некоторые уже начали это делать), но сложившаяся ситуация не располагает к долгосрочному планированию. К тому же требования к подвижному составу не закреплены документально, как и сроки, и другие условия проведения конкурсных процедур. Это мешает подготовиться и просчитать экономику контрактов, сетуют перевозчики.
Новая транспортная модель в том виде, в котором она внедрена в Перми и масштабируется сейчас на пригородные маршруты, предполагает, что деньги от продажи билетов поступают в бюджет. Подрядчику платят по контракту за транспортную работу. Но существует также иная схема, когда выручка остается у перевозчика, а он платит бюджету за право работать на маршруте. Намек на такой вариант обнаружился в плане-графике закупок ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края». В нем есть информация о 35 межмуниципальных маршрутах, которые намеревались выставить на торги с начальной ценой 12 рублей. Такая стоимость характерна как раз для модели «деньги у перевозчика». В апреле эти позиции в графике закупок были отменены.
Одно из ключевых изменений в обслуживании краевых маршрутов – переход на регулируемый тариф. Это означает, что стоимость проезда устанавливается минтрансом. «Мы пока не планируем ее пересматривать. Дальше будем отталкиваться от собираемости выручки и расходов перевозчика. Само собой, официальную инфляцию надо учесть», – отметил ранее Александр Клебанов.
Сейчас на регулируемый тариф переведена только часть маршрутов. В минтрансе поясняют, что приказы, которыми утверждаются тарифы, не публикуются в открытом доступе, а информация о стоимости проезда должна размещаться в салоне автобуса.
Перевозчики массово оспаривают предполагаемую дату перевода на регулируемый тариф следующей порции маршрутов (1 июня). Решения еще не вынесены.