Автор: Анна Лобанова
На российском рынке туризма резко поднялся спрос на речные круизы. По данным портала «Круиз-инфо», уровень продаж по всей стране на майские праздники вырос в 1,5 раза, а на поездки в августе и сентябре - на 40%. В Перми пассажирскую навигацию 30 апреля открыл теплоход «Павел Бажов» рейсом Пермь – Казань – Елабуга – Пермь. Все билеты были распроданы. Представители отрасли водного туризма рассказывают, что речные путешествия пользуются спросом у пермяков, но говорить про ажиотаж преждевременно. В ответе на вопрос – насколько на интерес повлияли закрытые границы, мнения участников индустрии разошлись.
«Уже сложился определенный пул туристов-круизеров. И что бы ни происходило на внешнеполитическом рынке, как путешествовали на теплоходе «Павел Бажов» три-четыре тысячи туристов из Перми, так и путешествуют из года в год. Круизы – вид отдыха, где большое число постоянных туристов, они возвращаются или ежегодно, или через год-два. Для речных путешествий конкуренция с зарубежными турами всегда была невелика», – комментирует директор круизов на теплоходе «Павел Бажов» Роман Орлов.
Российские эксперты фиксируют, что в отличие от прошлых лет в нынешнем сезоне около половины пассажиров теплоходов отправятся в круизы по рекам, озерам и каналам страны впервые. Причина – решение туристов попробовать новый вид отдыха в условиях закрытых границ. Совладелец теплоходной компании «ВолгаWolga» Вадим Яхнин подтверждает, что спрос на водный туризм в Прикамье также вырос за счет перераспределения туристических потоков, в том числе закрытия Турции.
«В 2020 году с конца марта до начала июля продаж не было вообще! 45% круизов с мая по начало июля не состоялось. Многие перенесли свои поездки, в том числе на 2021 год. Сейчас ситуация с заполнением изменилась, она хорошая, тьфу-тьфу», – поделился г-н Яхнин.
Другие участники отрасли тоже говорят о позитивном влиянии пандемии на речные путешествия. «Нынче почти все круизы заполнены еще из-за переноса туров с 2020 года, когда путешествия отменила пандемия», – заключает Роман Орлов.
По наблюдениям директора турагенства «Мир Путешествий» Екатерины Пчелиной, значительная часть путевок на речные путешествия раскупается еще в рамках раннего бронирования. В приоритете такой вид отдыха у людей старшего возраста, но и молодежь скучать на теплоходах не будет: «Раннее бронирование по круизам открывается уже осенью. На данный момент уже не так просто найти свободную каюту, большая часть занята».
Большое влияние на приток или отток круизных туристов оказывает цена, отмечают эксперты. Как сообщает портал «Круиз-инфо» со ссылкой на Ассоциацию туроператоров России, цены на круизы на этапе раннего бронирования по сравнению с прошлым годом выросли до 5-7% по всей России. Роман Орлов объясняет, что стоимость путевок на речные круизы на 80% зависит от стоимости топлива: «Теплоход даже когда стоит, расходует топливо. Если бы правительство нашло способ регулирования и сохранения цен на судовое топливо, то и цены на путевки были бы ниже», – поделился он своими мыслями. По наблюдениям Вадима Яхнина, цены на топливо по сравнению с 2019 годом увеличились на 60%.
По информации турфирмы «Мир Путешествий», стоимость семидневного тура на одного человека начинается от 30 тыс. рублей при двухместном размещении за нижнюю палубу в каюте без удобств. При наличии удобств стоимость начинается от 40 тыс. рублей и выше.
«Такие цены на путешествие, если бронировать тур в марте-апреле. Цена ближе к отправлению растет, в наличии остаются уже более дорогие каюты. Вид отдыха не совсем бюджетный, но полностью оправдан. На борту работает анимационная команда, проходят конкурсы, мастер-классы, шоу-программа. Питание разнообразное и вкусное. На каждой стоянке в городах предлагаются экскурсии, некоторые из них, уже входят в стоимость тура», – комментирует директор турфирмы Екатерина Пчелина.
Власти Пермского края все чаще говорят о необходимости реанимации и развития водного туризма на территории региона. Опрошенные участники туристической индустрии рассказали Business Class, что основная проблема сейчас – отсутствие причалов вблизи рек.
В Пермском крае планируют развивать водный транспорт«У нас много иногородних туристов, которые приезжают заранее, чтобы еще и Пермь посмотреть. Это как жители Пермского края, так и других регионов. И прибыв на речной вокзал, они видят, что его нет. Элементарные удобства для путешественников отсутствуют – нет зала ожидания, информационного табло, камер хранения багажа, туалетов. Вот эту проблему нужно решить в первую очередь», – сетует директор круизов на теплоходе «Павел Бажов» Роман Орлов.
Во время прямого эфира губернатор Пермского края Дмитрий Махонин подтвердил, что для развития водного туризма необходимо провести ряд мероприятий.
«В этом году приступаем к реконструкции стенки на Перми I. Планируется установка порядка восьми причальных стенок по городам, где есть перспективы туристических пунктов, – от Усолья до Оханска. Работа по благоустройству ведется, пока решается много юридических и бумажных моментов», – заявил Дмитрий Махонин.
Еще среди пробелов внутреннего речного туризма, которые выделяют представители сферы, – отсутствие обустроенного информационного стенда с картой-схемой, указанием маршрутов транспорта и достопримечательностей Перми.
Роман Орлов предложил запустить цикл пропагандистских мероприятий о Каме и речных круизах: «Пермь в советские годы была одной из круизных столиц Камы. Каждый день с Речного вокзала отправлялись в круизы белоснежные теплоходы. Сейчас многие жители дальше, чем маршрут прогулки на речном трамвайчике, и не бывали. А у нас есть несколько познавательных маршрутов как вверх по Каме до Березников с выездами в Соликамск, Усолье, Чердынь, так и вниз до Чайковского».
Решить на берегу. В Перми обсудили сохранение и развитие туристических объектов