Автор: Регина Бартули
Пандемия резко ускорила рост электронной торговли. По данным крупных онлайн-площадок, жители Пермского края активно покупают в интернет-магазинах повседневные товары, а традиционный ритейл вынужденно трансформируется. Сдерживающим фактором для потребителей остается платежеспособность, люди тратят много времени на поиск товара и сравнение стоимости онлайн.
По данным интернет-магазина Ozon, количество выполненных заказов в Пермском крае в прошлом году выросло в 2,6 раза по сравнению с предыдущим годом. Оборот от продаж увеличился почти втрое, а количество пользователей – вдвое. Среди наиболее популярных категорий, которые клиенты из Прикамья выбирали в 2020 году – продукты питания, товары повседневного спроса и красоты. В топе оказались растительное кокосовое молоко, тушь для ресниц, кофе, таблетки для посудомоечных машин. Быстрее всего в Пермского крае росли продажи мебели, крупной бытовой техники, компьютерной периферии, спортивных принадлежностей.
Аналогичные товары пользовались спросом и у другого крупного онлайн-ритейлера – Wildberries. В период самоизоляции люди совершали большое число так называемых «стрессовых» покупок. Всего в I квартале 2021 года продажи компании в Пермском крае в штуках выросли на 116% год к году. За этот период около 255 тыс. человек совершили хотя бы один заказ на онлайн-площадке, что на 98% больше, чем за аналогичный период 2020 года. С января по март 2021 года жители региона чаще всего приходили на Wildberries за бьюти-товарами, одеждой, обувью, нижним бельем и аксессуарами, продуктами, товарами для дома, смартфонами, посудой и различным кухонным инвентарем, а также за игрушками.
«Среди наиболее популярных товаров у пермяков в прошлом году была карта Ozon.Card, которая дает бесплатную доставку и кэшбэк за каждую покупку в виде баллов. Пользователи планируют все чаще покупать онлайн и ищут способы делать это с выгодой», – сообщили в пресс-службе Ozon.
Доцент, кандидат экономических наук, заведующая лабораторией Ритейл-маркетинга и исследований поведения потребителей Пермского государственного национального исследовательского университета Евгения Керзина рассказала, что положительный потребительский опыт онлайн-покупок растет в геометрической прогрессии. Этому способствует так называемый buzz-эффект – «сарафанное радио» не каких-то обезличенных потребителей на сайтах, а реальных друзей и родственников.
«Все: и онлайн-, и офлайн-ритейлеры отмечают, что весенний локдаун 2020 года стал толчком к принятию жителями Пермского края тех технологий онлайн-торговли, которые длительное время не удавалось полностью реализовать. Оправдание ожиданий привело к быстрому принятию новшества и нежеланию отказываться от него после завершения ограничений», – отметила эксперт.
Она считает, что рост спроса на товары повседневного спроса и для красоты продиктован гибкой ценовой политикой продавцов. Пермские потребители и ранее стремились к комплектации покупок, основываясь на скидках. Благодаря онлайн-заказам это стало проще: можно сравнить товары у различных операторов и выбрать наиболее выгодный вариант – даже с учетом того, что это занимает длительное время, которое сопоставимо с походом в офлайн-магазин.
Евгения Керзина связывает спрос на мебель, крупную бытовую технику, компьютерную периферию длительным пребыванием дома, работой онлайн. Это привело к естественному желанию повысить комфорт рабочего места, появилась потребность разделить жилое пространство в семьях с детьми.
«Что касается Wildberries и других интернет-магазинов с фокусом на одежду, то рост интереса обусловлен характером ассортимента (достаточно однотипным) в офлайн-магазинах и балансом качество-цена. Также объем продаж могли повысить те потребители, которые отказывали себе в покупках в 2020 году по финансовым или рациональным соображениям», – резюмирует Евгения Керзина.
Директор УК «Столица» Константин Копытов отмечает, что доля онлайн-продажи у операторов и арендаторов ТРК увеличилась вплоть до 30% от общего объема. Магазины в этом случае работают как выставочные площадки, на которых можно ознакомиться с товаром, увидеть, пощупать его и заказать через интернет. Становятся они и пунктами выдачи.
«Интернет–магазины, такие как Ozon и Wildberries, свои показатели увеличивают в разы, потому что поток обращений к ним очень высок, чему поспособствовала пандемия. При этом классический ритейл замещается постепенно, плавно и частично. Я думаю, что это произойдет не более чем на 50%. Продажи через обычные магазины всегда будут», – поделился мнением Константин Копытов.
По данным Ozon, каждую неделю на территории Пермского края по франшизе открывается как минимум два новых пункта выдачи заказов. В 2020 году партнерская сеть в регионе выросла в пять раз. Сейчас больше половины всех пунктов сосредоточено в Перми, в городах поменьше компания также видит потенциал для развития франшизы. Агентам-партнерам оказывается финансовая поддержка, а также предоставляются промо-материалы и вывески.
Количество предпринимателей из Пермского края на маркетплейсе Ozon по итогам 2020 года выросло в 10 раз. Компания запустила новый фулфилмент-центр в Екатеринбурге. С марта там в тестовом режиме принимают товары локальных продавцов. Логистический хаб Ozon в регионе хранит более 1,3 млн товарных наименований, ежедневно отгружается больше 35 тыс. посылок.
В Wildberries сообщили, что также планируют в дальнейшем развивать сети точек выдачи за счет сотрудничества с малым и средним бизнесом, расширять ассортимент товаров, доступных для заказа в интернет-магазине, а также выходить в новые населенные пункты.
В мае в Перми начали работу точки выдачи российского интернет-магазина KazanExpress, в котором можно заказать китайские и российские товары. Сейчас в краевой столице открыто четыре пункта маркетплейса.
Евгения Керзина считает: появление новых пунктов выдачи работает как напоминание о том, что данная интернет-площадка активно развивается. Это вызывает больше доверия и вовлекает в покупки так называемое «позднее большинство» – тех, кто еще по каким-то причинам не попробовал онлайн-покупки. Запускается цепная реакция: предприимчивая часть населения видит ажиотаж вокруг данных точек и пытается заработать аналогичным образом, что обеспечивает высокий спрос на франшизы.
«Уже началась следующая волна – рост представленности местных продавцов онлайн. В результате останутся лишь те, кто предлагает действительно интересный или конкурентный по цене продукт. Что касается потребителей, объективно сдерживающим фактором остается платежеспособность и потепление в регионе. С похолоданием спрос на некоторые товары (например, ту же сезонную одежду) может еще незначительно вырасти, однако не стоит ожидать каких-то рекордных данных», – добавила г-жа Керзина.
Пермяки этой весной купили на 29% больше товаров для дома, чем в апреле прошлого года, когда началась самоизоляция. Такие данные приводит онлайн-платформа по продаже товаров, связанных с модой и образом жизни Lamoda. Об этом свидетельствует статистика продаж на сайте с 30 марта по 11 апреля 2021 года по сравнению с аналогичным периодом год назад.
Наибольший всплеск интереса к товарам для домашнего уюта у жителей Перми пришелся на декабрь 2020 года, когда горожане активно покупали подарки. Больше всего покупок они совершили в категории «постельное белье» – 19% заказов за год. На втором месте оказались товары для организации хранения вещей (12% от продаж в городе), затем посуда (9%), декор для дома (6%) и домашние полотенца (5%).
Согласно данным аналитической службы Wildberries, 1-10 мая 2021 года жители Пермского края приобрели онлайн на 151% больше спортивных товаров, чем за аналогичный период 2020 года.
«Такой всплеск интереса связан с приближением массовых забегов, которые пройдут по всей стране весной и летом, а также растущей популярностью здорового образа жизни из-за снижения физической активности во время дистанционной работы», – полагают эксперты компании.
Среди наиболее популярных видов спорта у жителей региона в майские праздники оказались бег и легкая атлетика. Например, спрос на специальную спортивную обувь для бега в начале мая 2021 года вырос на 138%. Палки для скандинавской ходьбы стали приобретать на 47% чаще, а специальные бутылки для воды, которые удобно брать с собой на пробежку, – на 167%.
Новая матрица потребления. Большое интервью с директором УК «Столица» Константином КопытовымФото – Ira sniel , flickr.com.