Автор: Даниил Сенин
Алексей Петрович, не так давно минул год, как вы работаете в должности главы КРПК. В самом начале вы как-то сказали, что корпорации не хватает четкой направленности, нет единой стратегии развития. Удалось ли вам ее разработать и начать реализовывать?
– На сегодняшний день стратегия полностью готова. Планируем представить ее инфраструктурному комитету Законодательного собрания уже в июне. Не буду пока вдаваться в подробности, но скажу, что мы разработали крупные блоки с конкретными целями и задачами по различным направлениям развития корпорации. Так что скоро покажем все и во всех деталях.
А если перейти к конкретным примерам? Как сегодня продвигаются работы в микрорайоне «Любимов»? Повлияло ли «десантирование» новых подрядчиков взамен недееспособных на ускорение строительных процессов?
– Бытует мнение, что основная проблема «Любимова» – это недобросовестные или слабые подрядчики. В зависимости от того, кому какой вариант нравится. Но отсутствие сильных подрядчиков – это тоже следствие проблем самого проекта. Нам удалось привлечь на бóльшую часть объектов добросовестные компании, но это касается, как правило, домов в низкой стадии готовности. А вот те объекты, которые достались нам уже наполовину достроенными, – непривлекательны для крупных застройщиков. По понятным причинам.
Для того чтобы работы на таких объектах не стояли, в декабре прошлого года мы стали соучредителем дочерней структуры – ООО «Дом.59». Ее основной задачей стала достройка тех домов, для завершения которых не удалось привлечь сильных подрядчиков.
Если перейти к сути вопроса – да, конечно, частичная смена подрядчиков, усиление службы заказчика, переезд самой корпорации в «Любимов» и множество иных мероприятий, снаружи порой незаметных, привели к тому, что удается непрерывно ускорять стройку. Некоторые объекты пока получили недостаточный импульс. Тем не менее, мы прикладываем все доступные усилия для наращивания темпов строительства.
Из недавних примечательных событий – у вас случился переезд офиса корпорации прямо в Березники, на стройку. Почему вы приняли такое решение? Так проще контролировать подрядчиков, отдача сотрудников становится больше? И то, и другое?
– В действительности все перечисленное верно. «Любимов» – большая стройка, и она будет длиться ближайший год точно. По наследству нам перешло невероятное количество вопросов, их нужно решать быстро и на месте. А самое главное – собственными глазами видеть, что происходит на объектах. Нужного эффекта достичь удалось. Понимаете, для сотрудников корпорации «Любимов» перестал быть абстрактным процессом и превратился в конкретный проект. Наблюдая за ним, решая все, даже самые небольшие задачи, возникающие при реализации непосредственно там, на стройплощадках, появляется ощущение, что вечно строиться жилой комплекс не будет, однажды он закончится, и каждое действие или бездействие влияет на его судьбу тем или иным образом. Раньше же для сотрудников корпорации все это было каким-то далеким процессом – строится что-то где-то, конца-края не видно.
Сейчас все иначе. Люди фактически переехали на строительную площадку и ежедневно видят, для чего они работают. Ведь находясь там, можно наблюдать, как недавно пустые дома наполняются жителями. Знаете, насколько быстро это происходит? Буквально за сутки. Еще вчера только-только на дом получили разрешительную документацию, а уже на следующий день у меня появляется фотография того, как на подоконнике одной из квартир лежит кот и осматривает окрестности. Кто-то прямо на получение ключей приезжал уже с диваном и газелью, полной вещей.
Вот поэтому мы и переместились туда. Чтобы видеть, ради чего нужно работать. К слову, на сдаче дома мы не останавливаемся и остаемся на объектах, в том числе в качестве управляющей компании: дочерняя компания КРПК зарегистрировала 28 апреля новую управляющую компанию «Любимый дом». Все это для того, чтобы реагировать на замечания жителей максимально оперативно и отрабатывать вопросы четко, не перекидывая ответственность из одних рук в другие. Это нужно, чтобы оставлять за собой гарантии при эксплуатации – по недоделкам, проектным огрехам и так далее. Правильная и честная позиция для застройщика – и дальше нести ответственность за свой дом.
В последнее время в Березники зачастили федеральные чиновники – их появление на объектах «Любимова» что-то изменило? К примеру, замминистра строительства РФ Дмитрий Волков во время своего визита говорил о «переупаковывании» проекта по решению главы Прикамья. О чем шла речь?
– На самом деле ровно о том же самом, о чем я пытался сказать относительно генетики проекта. На старте он был скомпонован не совсем по классическим канонам градостроительной политики и комплексной застройки, как сейчас принято говорить. И практика показала, что «Любимов» оказался на столь привлекательным для жителей, как ожидалась. Именно поэтому по поручению Дмитрия Махонина был предпринят ряд мер чисто девелоперского характера: не просто построить социальное жилье, переселить граждан и сказать – дальше делайте что хотите, но зайти с позиции ответственного застройщика. Сразу скажу, это не какая-то громкая история, скорее, очень много мелких вопросов – от создания совета территориального общественного самоуправления (ТОС) и до организации рабочей группы по развитию малого бизнеса в «Любимове».
Ход работ в ЖК «Любимов» проверил замминистра строительства РФ Дмитрий ВолковЛогично, что периодически возникают различные житейские трудности – вовремя не заработавшие социальные объекты ввиду задержки строительства и необходимость доставки детей до ближайшей школы. Или отсутствие у переехавших уже в «Любимов» людей доступа к магазинам в шаговой доступности, так как предприниматели ждут ввода остальных объектов. Указанными вопросами корпорация занимается, ведь все это важные элементы в ткани города: детям «Любимова» для доставки в школы на Левобережье Березников за счет подрядчика выданы проездные до конца года, прорабатывается возможность передачи невостребованных жителями квартир на первых этажах домов под нужды предпринимателей, по согласованию с правоохранительными органами с 14 мая улицы ЖК «Любимов» круглосуточно патрулирует экипаж частного охранного предприятия.
И еще один момент, безотносительно критики: переселение людей в уже немолодом городе, застроенным двух-трех-четырехэтажными домами в современные 17-этажки, при этом не предлагая жителям альтернативу в виде малоэтажных и среднеэтажных домов. Когда руководство края говорит о том, что рассматривается вопрос об изменении концепции дальнейшей застройки микрорайона – это именно то, что надо. Сейчас в КРПК совместно с администрацией Березников ведется работа над градостроительной и архитектурной концепцией относительно новых земельных участков.
О «Любимове» сегодня было сказано много. Но это ведь далеко не единственный проект, в котором корпорация сейчас активно задействована?
– Один из таких, находящихся сегодня в публичной зоне, – это развитие судостроения в Пермском крае. Комплексная история, на самом деле не замкнутая исключительно на судостроении. Сюда входят и судоходство с речным туризмом, и различная речная инфраструктура – причальные стенки, порты и так далее. Этот проект сейчас находится в стадии проработки. В первую очередь потому, что в настоящий момент судоходство в регионе довольно слабое: есть возможность спроектировать новую концепцию, с организацией новых или перезагрузки старых компаний, которые занимаются речными перевозками – грузовыми, пассажирскими, круизными. При этом можно провести полную ревизию активов, которые еще остались «на плаву». И сейчас, с наступлением туристического сезона, наступает и удобное время для перехода на этап реализации проекта.
Получается, в эту же историю входит и соглашения между Пермским краем и холдингом «Ак Барс»?
– Да, все верно. Корпорация ведет достаточно активные переговоры с «Ак Барсом», так как холдинг является одним из крупнейших компаний по судостроению. Не так давно они приезжали и проводили технический аудит некоторых объектов. Буквально на днях состоялась рабочая встреча с руководством компании, где обсудили пути дальнейшего взаимодействия. Обсудили возможность обучения пермских специалистов на площадке «Ак Барса», а также договорились об ответном визите делегации Пермского края на судостроительный завод в Зеленодольск.
В Пермском крае могут открыть производство электрических кораблейДобавлю также, что у нас очень плотно налажено взаимодействие с «Морсвязьавтоматикой» (МСА), питерской компанией, которая сделала судно на электрическом ходу. Кроме того, встречались и с другим активным игроком на федеральном уровне – компанией «Водоход», которая занимается организацией круизных перевозок.
В целом сейчас мы совместно с Министерством транспорта Пермского края, Агентством по туризму и молодежной политике региона и другими заинтересованными ведомствами нарабатываем методы взаимодействия, определяем интересы сторон и находим точки приложения совместных усилий. Обмениваемся целями и задачами, создаем архитектуру нового проекта. На самом деле очень продуктивно съездили в Санкт-Петербург на международную конференцию «Российское судостроение 2021», посмотрели все объекты МСА и «Эмпериума». Честно скажу – очень понравилось, как на практике даже в современных реалиях и состоянии российской промышленности могут работать объекты, связанные со станкостроением, с производством сложных технических изделий, с пусконаладкой.
Перейдем еще к одному проекту, который ждет своего часа. Отслеживается ли банкротство Треста №14? Во время судебного процесса корпорация выступала с инициативой выкупить этого застройщика для собственных целей, а потом планы поменялись – компания выступит инвестором. Можете разъяснить, как именно это должно произойти?
– Действительно, в октябре этому вопросу уделили много внимания. Задача предельно понятная: реализация недостроенных объектов в интересах дольщиков, и действительно, прорабатывалась концепция приобретения Треста №14, он тогда был в предбанкротном состоянии. Сделали детальный аудит этой истории, при этом количество выявленных рисков, их масштабы и уровень непредсказуемости корпорацию не устроил. Поэтому от идеи отказались. Но удалось найти другое, абсолютно реализуемое решение, которое направлено не на застройщика, а на сами объекты.
Идем по этому плану. Сейчас проходят формальные процедуры, связанные с деятельностью арбитражного управляющего. В нужный момент корпорация сделает свой ход, вступит в дело, подаст в суд заявку о предоставлении нам права стать инвестором достройки домов по ул. Сокольской, 10б и ул. Конников, 3а. Решение примет суд, и если оно будет позитивным, то с одобрения федерального фонда защиты прав дольщиков и его наблюдательного совета объекты могут передать либо не передать КРПК. Но что я точно могу сказать – свою заявку мы направим, планы те же самые: заявить о намерениях достроить два эти объекта.
«КРПК» ведет переговоры с банками о финансировании проекта отеля в здании бывшего ВКИУРасскажите о переговорах с AZIMUT Hotels по поводу использования здания по ул. Окулова, 4. Концепция по развитию в здании отеля остается в силе?
– Проект находится в активной фазе. Ранее мы взяли небольшую паузу из-за пандемии. Именно в тот момент, когда я вышел на работу, коронавирус уже бушевал, и будущее отельеров стало очень туманным, сложно двигать такой проект на фоне стопроцентного закрытия всех отелей в России. Потом провели ряд переговоров, на всякий случай приготовили альтернативный сценарий реализации проекта по возвращению здания в оборот, параллельно ведя переговоры по согласованному формату. Сейчас мы приступили к следующей фазе – поиску инвестиций. Мы вышли на кредитные учреждения с предложением поучаствовать. Здесь вновь обращу внимание на перезапуск формата работы корпорации – инвестиционная компания должна не размещать деньги акционеров, а привлекать внешние инвестиции. До нас проект был упакован так, что КРПК на 100 % осуществляет проект за счет собственных средств.
Каким был альтернативный вариант?
– Ну, честно скажу, желающих заехать в это здание – более чем достаточно. Проблемы с привлечением туда арендатора не существует. Но при этом – Пермь-300, набережная, центр города, единая концепция формирования городской среды. Там все же должно быть сооружение рекреационного характера.
Альтернативные с финансовой точки зрения у нас были и есть варианты. Более простые и короткие по инвестиционному циклу, чем входить в проект с размещением на площадке отеля. Но на наш взгляд хороший, качественный отель в этом месте – это решение, которое принято логично.
То есть, несмотря на все перипетии, связанные со зданием, понесенными расходами и так далее, оно никогда не воспринималось в корпорации как некий «проблемный объект»?
– Нет, совершенно. Это сумасшедшие возможности, а не проблема. Те трудности, которые были, удалось решить всего за месяц, просто восстановив отопление. Мало того, одно время распространялись слухи, что здание чуть ли не в предаварийном состоянии. В том виде, в котором я его обнаружил, некоторые недочеты присутствовали, но в целом ничего критичного не было и нет. Сегодня это здание выгодней, проще и правильней реконструировать и запустить как отель в самом центре краевой столицы.
Вы затронули трепетную тему финансирования проектов за счет средств компании. Не в этом ли причина убытков компании, отраженных в отчетности КРПК?
– Начнем с того, что серьезная сумма в 528 млн рублей отраженная в отчете, не является убытком предприятия и не связана с операционной деятельностью КРПК. Это резервы, созданные в I полугодии 2020 года по результатам аудита деятельности компании в 2019 году и начале 2020-го. Средства предусмотрены на случай возникновения разницы между ценой за квадратный метр по договорам долевого участия и подверженной инфляции ценой достройки домов ЖК «Любимов». Кроме того, сформированы резерв на предстоящие выплаты по судебным разбирательствам, а также резерв по сомнительным долгам, куда входит сумма неотработанных авансов «ПСК «БОР».
То есть в значительной степени это стало необходимо из-за отрицательной экономики «Любимова» и действий недобросовестных подрядчиков. Кроме того, до сих пор не завершена полномасштабная оценка экономического результата достройки «Любимова». Даже на житейском уровне понятно, что достраивать в 2021 году квартиры, которые продавались в 2017-м, конечно, тоже прибыль, но скорее отрицательная. Поэтому корпорация не готова оставаться без резерва: «Любимов» должен быть завершен, причем как и когда положено.
И в заключение, Алексей Петрович, расскажите, пожалуйста, какие у корпорации планы до конца года? Может и на более длительную перспективу?
– Планируем завершить большую часть объектов в ЖК «Любимов». Постоянно находимся в переговорах с подрядчиками, чтобы оцифровать ускорение по требованию федеральных властей. И это огромный кусок нашей работы, честно, занимающий порядка 70-80% всего трудового процесса в корпорации.
В этом году КРПК ждет обновление стратегии, которое мы вскоре представим. Планы по развитию корпорации подготовлены и ждут своего Дня X. Также я не сомневаюсь, что мы запустим проект по ул. Окулова, 4 и приступим к его реализации.
И мы близки к пониманию того, как в Прикамье будет работать проект по судостроению.
Помимо этого, в проработке еще целый ряд проектов, которые возникают на повестке время от времени. К примеру, тот же Дворец спорта «Молот». Это очень понятные истории, в которых корпорацию можно назвать агентом – в хорошем смысле этого слова. Потому что есть конкретная задача от властей, понятные юридически позиции арбитражного управляющего и есть конфигурация, с которой корпорация может справиться – сохранить целевое назначения объекта.
В целом перед организацией стоит задача сделать из «Корпорации развития Пермского края» инвестиционную компанию со значимым для региона потенциалом привлечения ресурсов. И достройка «Любимова» – тоже часть этого плана, так как КРПК – участник долевого строительства со всеми вытекающими юридическими организационными последствиями.
В Березниках сдан 19-этажный дом в ЖК «Любимов»