Пермский ученый (лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники) Александр Рабинович направил губернатору Дмитрию Махонину предложения о создании прямой пешеходной связи между эспланадой и набережной при строительстве нового моста через Каму и подходов к нему. Пермяк подготовил и целый ряд вариантов использования пространства склонов, связывающих два уровня набережной, и полосы закрытых железнодорожных путей. Реализация подобных идей противоречит возвращению электричек на участок Пермь I – Пермь II, а именно этого требует инициированный главой региона проект наземного метро.
Александр Рабинович получил ответы нескольких ведомств о проектировании моста и дальнейшей судьбе железнодорожного перегона. Из них следует, что окончательных решений нет. Business Class публикует выдержки из обращения пермяка к губернатору и ответных писем ведомств. Обращение инициативного ученого позволило прояснить многие планы чиновников.
«Убедительно прошу поддержать инициативу связать общегородскую зону отдыха на набережной с эспланадой, и, по возможности, включить базовые предложения в техническое задание на разработку документации по строительству нового моста через Каму.
Для властных структур целью этой стройки является увеличение скорости перемещения автомашин из пункта А в пункт Б и облегчение ремонта старого Коммунального моста. Это важная, но частная задача. А сверхзадачей должно стать улучшение качества жизни пермяков не только посредством снижения времени простаивания в пробках, но и за счет создания обширной общегородской зоны отдыха. Этому может способствовать организация удобной транспортной развязки, связывающей эспланаду с набережной.
Вдоль основной магистрали по улице Крисанова требуется, на мой взгляд, проложить дополнительный проход, состоящий из двух полос: пешеходный бесступенчатый тротуар с минимальным перепадом высот от эспланады до набережной Камы, а также велодорожку, по которой одновременно можно передвигаться на роликовых коньках, самокатах и т.д. Было бы идеально, если тротуар и велодорожка будут иметь выходы как на набережную, так и на полотно бывшей железной дороги. Сам проход, на усмотрение проектировщиков, может быть полностью открыт сверху или частично, а если необходимо, размещаться в туннеле.
Проектирование детской железной дороги в Перми планируется завершить в 2022 годуВелосипеды и паровозики.
Для примера привожу свой вариант, как в принципе могут проходить транспортные маршруты для перевозки горожан и что может быть размещено на набережной и ее склонах.
На эспланаде трасса для велосипедов может по периметру огибать квартал с драмтеатром, проходить по созданному проходу в районе улицы Крисанова и выходить на бывшую линию железной дороги, которую летом надо использовать как велодорожку и трассу для «паровозиков» на пневмоходу с выездом на территорию завода Шпагина, а зимой – как освещенную лыжную трассу.
Дополнительные съезды-выезды на велодорожку с минимальными техническими и финансовыми проблемами неплохо бы сделать и в районе улицы Сибирской напротив бывшей бани и в районе художественной галереи.
Спортивные зрелища.
Так как высота склона берега на всем протяжении лыжной трассы большая и жилых домов практически нет, то вполне можно на каком-то участке организовать стрельбище. Для этой цели подойдет и территория завода Шпагина. Соревнования по биатлону – один из самых зрелищных видов спорта.
Когда Пермь занесена снегом, особо чувствуется отсутствие в ней мест для активного отдыха горожан. Почему бы не установить за старым мостом ниже по течению реки зимне-летний трамплин? Этой зимой склон и железная дорога были покрыты толстым слоем снега, и ни одной трассы для катания! На откосе также может вписаться слаломная трасса и участок для катания детей на лыжах, надувных бубликах.
Летом этот откос можно отдавать парапланеристам. Пространство между склоном и набережной позволяет это сделать. Для яркости впечатлений у отдыхающих на набережной может быть организована площадка для запуска и боев дронов. При этом операторы могут располагаться на трех уровнях: у подножия, на склоне и наверху откоса.
Естественно, около нового моста необходимо организовать большую автостоянку. Недалеко хорошо бы построить гостиницу и открыть пункт проката наземного спортивного инвентаря, а также водных мотоциклов, лыж, велосипедов, лодок.
Предполагаю, что стоимость прохода и дополнительной транспортной развязки в районе набережной не слишком увеличит общую стоимость всего большого и серьезного проекта новой транспортной магистрали. Город может это себе позволить».
Пермским краем ведется активная работа по реализации строительства объекта «Мостовой переход через реку Каму в створе ул. Крисанова с подходами». Рассчитана его стоимость (43,5 млрд рублей – прим. «bc»), ведутся переговоры с потенциальными инвесторами, прорабатываются финансовые условия реализации мостового перехода. Учитывая невозможность реализации проекта без софинансирования из федерального бюджета, ведется переписка с федеральными органами государственной власти.
В рамках подготовки технического задания на разработку проектной документации по объекту будут рассмотрены ваши предложения в части территории застройки.
В части закрытия железнодорожных путей Горнозаводского направления сообщаем, что Правительством Пермского края совместно с АО «РЖД» прорабатывается вопрос о дальнейшем использовании железнодорожной инфраструктуры в границах участка Пермь I – Пермь П, в том числе в связи с развитием на территории Пермской агломерации пригородных пассажирских сообщений, по принципу «наземного метро». Планируется запустить движение поездов по четырем линиям: «Краснокамск – Голованово», «Закамск – Пермь II» с возможным продлением в сторону Бахаревки, «Оверята – Левшино» и Центральное кольцо. В настоящее время проект схемы пермского «наземного метро» находится в стадии проработки.
Подготовлена и проходит процедуру согласования в Министерстве документация по планировке территории для размещения объекта регионального значения «Культурно-рекреационное пространство». Проектирование осуществляется на территории, ограниченной с северной стороны рекой Камой, с южной – ул. Ленина и Северной дамбой, с западной и восточной стороны – ул. Максима Горького и бульваром Гагарина. Общая площадь проектирования составляет 87,9 га.
Документацией по планировке территории предусмотрено размещение новой сцены театра оперы и балета, культурно-образовательного центра «Город Мастеров» и фермерского рынка, нового ландшафтного парка «Егошихинский природный тематический парк», музейного комплекса, включающего здание Пермской художественной галереи, Пермского краеведческого музея (в реконструируемом здании механизированного складского хозяйства), а также двух зданий креативных пространств (в корпусах заводоуправления и механического цеха).
На «Заводе Шпагина» запланированы сад реликтовых растений и палеонтологическая зонаПредусмотрены мероприятия по благоустройству северо-восточной части набережной реки Камы и созданию новых рекреационных пространств для отдыха жителей и гостей города. Также в районе набережной реки Камы предусмотрены пешеходные и велосипедные маршруты движения.
По вопросу организации транспортного сообщения центральной части города с набережной реки Камы сообщаем, что концепцией предусмотрена замена железнодорожных путей, расположенных около реки Камы, на трамвайную линию, которая свяжет территорию проектируемого культурно-рекреационного пространства, включающего также часть набережной реки Камы, с другими районами города Перми, в том числе и центральными.
Для повышения доступности на набережную реки Камы документацией по планировке территории предусмотрены такие мероприятия, как организация муниципальной автостоянки возле вокзала Пермь I, реконструкция пересечения и примыкания улиц Ленина и Парковой с организацией приоритета движения общественного транспорта, устройством дополнительной полосы движения индивидуального транспорта по ул. Ленина от ул. Клименко до ул. Парковой.
По вопросу обсуждения характеристик моста: обоснование необходимости строительства и определение технических характеристик нового моста через реку Каму необходимо выполнить в рамках предварительных проектно-изыскательских работ по выбору места размещения нового моста и определению вариантов его интеграции в улично-дорожную сеть города Перми и Пермского края.
По вопросу обустройства пешеходной связи городской набережной и эспланады у «Театра-Театра»: оценка возможности размещения при строительстве нового моста дополнительной пешеходной инфраструктуры в границах городских улиц может быть также рассмотрена в рамках проведения предварительных проектно-изыскательских работ по выбору створа моста.
По вопросу благоустройства набережной: работы по реконструкции городской набережной ведутся уже несколько лет. Окончательное их завершение запланировано на 2021 год. Предложения по формированию инфраструктуры на набережной могут быть использованы в будущем при проведении очередной реконструкции набережной.
По вопросу размещения инфраструктуры на земельном участке полотна железной дороги: предложения заявителя по данному вопросу могут быть рассмотрены администрацией города Перми только после принятия Министерством транспорта Пермского края окончательного решения об использовании полосы отвода железной дороги. Сообщаем, что в настоящее время Генеральным планом города Перми развитие скоростного трамвая между станциями Пермь II – Пермь I и организация движения детской железной дороги вдоль набережной не предусмотрены.