Автор: Кристина Суворова
Перевозчики направили в администрацию Перми свои предложения относительно конкурсов по обслуживанию 20 автобусных маршрутов – последних в городе, по которым еще не заключены долгосрочные контракты. Самое глобальное – проводить не конкурс, а аукцион. Однако его департамент транспорта отверг. «Практика показала, что конкурсы хоть и вызывают вопросы, но является работоспособным и позволяет оценивать не только стоимость, но и качество», – объяснил начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин.
Под «вопросами» в данном случае имеются в виду многочисленные жалобы в УФАС и судебные разбирательства вокруг предыдущего «раунда» конкурсных процедур. Рассмотрение некоторых исков продолжается до сих пор и может отразиться и на новых торгах (см. справку).
По сравнению с конкурсами, проведенными год назад, требования администрации к подвижному составу стали куда мягче. В целом они направлены на то, чтобы перевозчики смогли начать работу, на тех автобусах, которые у них есть сейчас (не старше пяти лет), и поэтапно обновлять технику. Изначально в департаменте намеревались задать конкретную дату замены автобусов (к 1 августа 2023 года – старше трех лет). Но по предложению перевозчиков готовы изменить условие так, чтобы транспорт обновляли по достижению семилетнего возраста.
Идею разрешить использовать автобусы не старше семи лет на момент начала работы по контракту в администрации не поддержали, аргументировав нежеланием ухудшать достигнутый показатель – сейчас все автобусы не старше пяти лет.
Споры у перевозчиков вызывает требования к экологическому классу техники. В мэрии намерены установить планку на уровне «Евро-4» с обязательством через год повысить класс до «Евро-5». Перевозчик Александр Стерлягов настаивает, что условие слишком мягкое и устарело лет десять назад.
Его активным оппонентом выступает руководитель ООО «Вираж» Александр Богданов. Он опирается на то, что газомоторные автобусы «Евро-4» производят гораздо меньше выхлопов, чем дизельные «Евро-5». Перевозчик предложил указать в конкурсной документации – автобус «Евро-4» обязательно должен быть газовым.
Разошлись предприниматели и в том, когда лучше объявить конкурсы. По мнению г-на Богданова, предложенные условия оптимальны, и затягивать начало торгов незачем. Он напомнил, что перевозчики уже год работают по временным договорам.
Александр Стерлягов предложил обсудить условия еще раз – на площадке Пермской торгово-промышленной палаты, а до этого конкурсные процедуры не запускать. «МУП «Пермгорэлектротранс» имеет возможность исполнять контракт от начала до конца с семилетними автобусами, а частный перевозчик ограничен на входе пятью годами. Я считаю, это неправильным по отношению к частному бизнесу» – отметил г-н Стерлягов.
Речь о том, что в 2015 году некоторые перевозчики купили новые автобусы класса «Евро-5» в соответствии с требованиями конкурсов, которые тогда проводила администрация. Под декларируемые сейчас входные требования они не подходят. Но при этом у техники не прошел минимальный срок амортизации, установленный постановлением федерального правительства. Он равен как раз семи годам.
Анатолий Путин выразил готовность продолжить диалог в ТПП, прежде чем объявлять конкурсы.
Помимо ценового критерия при определении победителя конкурсов на обслуживание маршрутов роль сыграют опыт регулярных перевозок, количество ДТП, допущенных перевозчиком, и доля автобусов не старше года, имеющих полностью низкий пол. «Это должно стимулировать перевозчиков обновлять парк раньше, чем предусмотрено контрактами», – пояснил начальник городского департамента транспорта Анатолий Путин.
При начислении итоговых баллов вес ценового критерия – 60%, неценовых – 40%. От перевозчика поступило предложение установить соотношение 90/10. Г-н Путин ответил, что сделать это не позволяет закон о госзакупках. Директор ООО «Дизель» возразил: в законе указано, что цена не может «весить» менее 60%, а больше – допустимо.
Из конкурсных критериев вопросы вызвал опыт регулярных перевозок, а именно – будет ли задано его максимальное значение. Анатолий Путин рассказал, что учитывать длительность оказания услуг по перевозке пассажиров, подверженную договорами. «Вопрос об установки максимальной планки пока остается открытым. При проведении прошлых торгов первоначально такое ограничение отсутствовало. Затем оно было установлено по решению УФАС, а сейчас идет судебный процесс, в ходе которого рассматривается правомерность ограничения. До его завершения делать выводы преждевременно», – рассказал он. При этом в текущей редакции конкурсной документации предельное значение опыта не установлено.
Речь идет о разбирательстве в арбитраже по иску ООО «Автомиг» к Пермскому УФАС, МКУ «Гортранс», индивидуальному предпринимателю Татьяне Златковской и городской администрации. Перевозчик оспаривает результаты конкурса по обслуживанию маршрута №19 «Микрорайон Липовая гора – Центральный рынок».
Торги прошли в ноябре 2020 года, МКУ «Гортранс» заключило с ИП Златковская пятилетний контракт. Подведению итогов предшествовало решение УФАС, по результатам которого были пересмотрены некоторые конкурсные критерии. Предварительное судебное заседание назначено на 29 июня.