Начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин представил результаты деятельности транспортной отрасли в условиях реализации в городе новой транспортной модели за I квартал 2021 года на заседании комитета по экономическому развитию городской думы. Депутаты отмечают, что плановые показатели изначально завышены, не ясны сроки реализации мероприятий по сокращению кассового разрыва.
По итогам трех месяцев фактический объем пассажиропотока на муниципальных маршрутах регулярных перевозок составил 43,5 млн человек, что составляет 83,4% от планового показателя. В связи со снятием ограничительных мер, действующих в связи с распространением коронавирусной инфекции, эти данные изменились с 78% в январе до 87% в марте 2021 года. С использованием банковской карты происходит 45% оплат. Доля налички ежемесячно снижается и в среднем составляет 23%. Доля бесплатной пересадки снизилась с 17% в январе к 14% в марте.
«Утвержденный кассовый план по объему доходов на I квартал составлял 1,09 млрд руб. В бюджет поступили доходы в размере 884 млн руб., исполнение плана составило 81,1%. Соответственно точно так же, как и с пассажиропотоком, наблюдается рост исполнения кассового плана: январь – 66%, март – 94%», – сообщил Анатолий Путин.
Содокладчиком по вопросу выступила член комитета Пермской городской думы по экономическому развитию Вероника Куликова.
«Есть заключения всех экспертов. В принципе ситуация понятная – наблюдается сокращение бесплатных пересадок, это обусловлено в основном изменением порядка их организации. Мы прекрасно понимаем, что люди сейчас пользуются пересадкой только при оплате проезда банковской картой. Эксперты отмечают, что бюджет транспортной отрасли исполнен с дефицитом в 507 млн рублей, а планово он не должен был превысить 303 млн рублей. На сегодняшний день убыток транспортной отрасли составляет 38%. Информацию можно принять к сведению, но в содокладе ничего больше отметить не могу», – сообщила она.
Депутаты увидели расхождение данных в отчете, который поступил в адрес комиссии по контролю за деятельностью транспортной отрасли, и представленном докладе. Анатолий Путин объяснил, что ранее отсутствовало количество людей, которые сделали пересадки с электричек на автобусный маршрут №2 до станции Пермь I. После замечаний экспертов эти данные также учтены, добавлено 71 тыс. человек.
В план мероприятий по сокращению кассового разрыва не входит сокращение объемов транспортной работы. Они признаны оптимальными, в какой-то части недостаточными. «Два основных механизма, за счет которых можно увеличивать доходную часть бюджета, – это общий объем пассажиров, которых мы перевозим, и тарифное меню. Соответственно первоначальной задачей является возможность привлечь жителей использовать общественный транспорт. Можно ожидать увеличения пассажиропотока на 10% при условии решения проблем, которые обозначают люди. Это развитие маршрутной сети, работа с расписанием, его соблюдением и информирование жителей о прибытии, обновление остановочных пунктов, повышение пешей доступности, качества работы системы оплаты проезда и набора проездных в рамках тарифного меню», – пояснил начальник департамента транспорта.
Острого напряжения, по словам г-на Путина, не наблюдается, при этом сохраняется ряд вопросов, связанных с маршрутной сетью. В основном текущие обращения жителей связаны либо с проблемами оплаты, либо нарушениями со стороны перевозчиков. Эти вопросы будут сниматься в рабочем порядке.
Вероника Куликова добавила, что меры должны способствовать увеличению привлекательности общественного транспорта и росту пассажиропотока. Она поинтересовалась, какие сроки и приоритеты в реализации мероприятий по достижению поставленных показателей ставит администрация.
«Мероприятия делятся условно на два блока: те, которые можно реализовать в краткосрочной перспективе: грубо говоря, к окончанию 2021 года – началу 2022 года, и те, что имеют более долгие сроки реализации. Если бы до момента реформы мы смогли посчитать пассажиропоток с учетом сезонности, то плановый показатель был бы ниже, но в любом случае оказался бы выше текущих, потому что ситуация с коронавирусом оказывает определенный эффект на эти данные», – поделился г-н Путин.
Председатель комитета Арсен Болквадзе поинтересовался, какие требование заложены для передвижного состава, так как в Перми проводятся круглые столы с перевозчиками и готовятся новые конкурсы по транспортной работе.
«Сейчас в требованиях планируются пятилетние контракты, так же, как и ранее», – ответил Анатолий Путин. На входе допускается та техника, которая прямо сейчас работает у перевозчиков на маршруте, – не старше 5 лет. Далее эти автобусы будут обновляться до достижения семилетнего возраста. Самый старый будет в 2023 году заменен. Стоимость транспортной работы ниже примерно на 10%, чем в предыдущих контрактах, так как там новый автобус требовался сразу, а сейчас даем время для перехода».
Депутаты предложили провести исследования, сделать аналитику и предоставить результаты транспортной реформы в показателях, которые связаны с качеством жизни людей, а не только со стоимостью этой услуги для города и населения.
Сергей Богуславский посетовал на скорость изменений в отрасли: «В августе 2020 года на совещании мы обсуждали кассовый разрыв порядка 150 млн руб., была поставлена задача к приведению его к 100 млн рублей. В ноябре, а затем в марте уже 2021 года провели новые встречи. Надо устанавливать более четкие сроки и получать ответы от администрации. Простейший пример: 300 млн рублей, которые сейчас возникают в транспортной системе в качестве убытка, приводят к тому, что мы корректируем бюджет и переносим часть инвестиционных расходов на следующий год. Это недопустимо».
Арсен Болквадзе уточнил, что уже принятые инвестиционные проекты переносятся, в том числе из-за того, что нет объективной информации о пассажиропотоке. У депутатов нет понимания, в чем смысл завышения планового показателя.
«На июньское заседание гордумы подготовлены поправки в бюджет, в которых учтен фактический уровень пассажиропотока для приведения планового показателя к фактически сложившемуся. Будем рассматривать предложение по корректировке плановых показателей пассажиропотока. Их приблизят к фактическим с учетом компенсации выпадающих доходов», – заключил Анатолий Путин.
Арсен Болквадзе предложил в августе откорректировать показатель до достижимого. Вероника Куликова отметила, что нет персональной ответственности людей, которые отвечают за убыток и ущерб бюджету. Источник покрытия можно найти, и стоит более жестко подходить к расчетам на следующий период, считает депутат. Депутаты приняли проект решения к сведению.
Новые льготы.
На заседании комитета обсуждался вопрос о льготах на проезд в общественном транспорте Перми. В городе с 1 сентября планируют ввести бесплатный проезд для учащихся с 1-го по 4-й класс. Кроме того, дополнительные льготы получат многодетные и малоимущие семьи.
Анатолий Путин сообщил, что в Перми в начальных классах насчитывается 56,6 тыс. школьников. По итогам проведенного опроса 31% из них ездят на общественном транспорте. При условии, что каждый ребенок пользуется транспортом и оплачивает стоимость поездки по полному тарифу, максимальный объем выпадающих доходов городского бюджета при введении бесплатного проездного с 1 сентября и до конца 2021 года составит 50,8 млн руб. В год эта сумма увеличится до 152 млн руб.
Предоставление льготы многодетным и малоимущим семьям также признано целесообразным. Объем выпадающих доходов при введении скидки 30% на проездной на 30 поездок и 40% на безлимитный составит 21,6 млн руб. за четыре месяца и 64,8 млн руб. за полный год.
В части предоставления бесплатного проезда в выходные и праздничные дни для пенсионеров Перми сумма выпадающих доходов достигнет минимум 348 млн руб. в год. Это связано с большой численностью этой категории. В результате мэрия решила отказаться от данной меры поддержки.
Круговое движение. Пермский проект «трамвай вместо электрички» уходит в прошлое