Автор: Кристина Суворова
Иногородние предприниматели заинтересованы в развитии речного туризма в Пермском крае. Власти видят в этом возможность комплексно решить вопросы, связанные с инфраструктурой для сплавов.
Региональное министерство по туризму и молодежной политике оценило маршруты сплавов по рекам Чусовой, Вишере, Койве, Усьве, Березовой и Сылве с точки зрения транспортной доступности, обеспечения связью и качества вывоза мусора. Итоги представил заместитель главы ведомства Сергей Хорошутин на заседании экономического комитета Законодательного собрания региона. Если коротко – везде есть что улучшать (см. справку).
В 2020 годах муниципалитеты получили средства на организацию семи туристических стоянок – установку беседок, лавок, переносных туалетов и обустройство костровищ. Еще для 11 площадок изготовлены конструкции, они будут установлены в 2021 году.
Дальнейшее развитие этой сферы возможно с привлечением средств инвесторов. «Ведем переговоры с несколькими предпринимателями о взаимодействии в формате государственно-частного партнерства (концессии). Есть высокая заинтересованность со стороны представителей Свердловской области и Москвы. Сейчас выстраивается финансовая модель партнерства», – рассказал Сергей Хорошутин.
Краевой Минтранс ведет переговоры об открытии шести субсидируемых авиарейсовДепутат Сергей Ветошкин поинтересовался, как складывается экономика проекта. «У муниципалитетов зачастую не хватает ресурсов вывезти и рекультивировать свалки не только по берегам рек, а в принципе на всей своей территории. Как вы предлагаете помочь?» – спросил он
По словам г-на Хорошутина, единственный вариант – сбор платы за посещение особо охраняемых природных территорий. Минимальная ее величина посчитана в размере около 60 рублей. «Финансовая модель основана на том, чтобы инвестор организовал взимание экологического сбора за посещение популярных туристических мест на территории природного парка «Пермский». Часть этих денег предлагается направить как раз на вывоз мусора», – пояснил замминистра.
Депутат Юрий Борисовец задался вопросом емкости туристических мест: «Сколько людей может находиться одновременно на туристическом маршруте или, скажем, в парке «Пермском»?
Сергей Хорошутин ответил, что министерство туризма совместно с пермским университетом ведет работу по определению этого показателя. «Такого наплыва туристов, как сейчас на реках Пермского края, не было никогда. Например, на реке Чусовой в выходной день сплавляются 1000-1500 человек. По ощущениям, загрузка маршрутов близка к максимальной, а ее регулятор один – цена за вход», – поделился он наблюдениями.
Важнейшей задачей чиновник назвал помощь туроператорам в развитии организованного туризма. «Мы можем повесить стенды с правилами посещения, брать экологический сбор с самостоятельных туристов, но вопросы безопасности это не снимет», – аргументировал г-н Хорошутин. В связи с этим он вспомнил недавний пожар на Усьвинских столбах, причиной которого стало нарушение правил пожарной безопасности туристами.
Логику министерства поддержал директор туристической компании «Солана» Даниил Поздеев.
«Наши инструкторы и мы как компания несем гражданскую и социальную ответственность за туристов. К нам можно предъявлять требования в случае возникновения проблемных ситуаций», – заверил он. По словам г-на Поздеева, организованные туристические группы составляют сегодня 15-20% от общего числа участников сплавов, и эту долю нужно увеличивать.
Даниил Поздеев также подчеркнул, что в случае введения экологического сбора он должен собираться со всех туристов на равных условиях, а не только с компаний, которые работают «в белую». «Иначе конкурентоспособность туроператоров упадет», – предостерег он.
С точки зрения развития инфраструктуры важнейшими пунктами эксперт назвал дороги, туалеты и вывоз мусора. Связь в точках входа на маршрут и выхода с него, по словам г-на Поздеева, важна для безопасности. Например, если человеку стало плохо. Представитель туриндустрии также отметил, что летом во время массовых стартов, когда на сплав отправляются сразу несколько сотен человек, нередко возникают конфликты. Он предложил проработать вопрос об организации на стоянках в такие дни дежурных патрулей полиции.
На развитие туризма в Пермском крае направят еще 100 млн рублейПредседатель экономического комитета Татьяна Миролюбова отметила, что от министерства туризма ожидали календарного плана по обеспечению начальных и конечных тучек маршрутов туристической инфраструктурой. Сергей Хорошутин объяснил, почему такой план не подготовлен. «Это связано с переговорами по поводу концессии и с вопросами обслуживания стоянок. Если на территории природного парка «Пермский» есть сотрудники, которые могут следить за порядком, то в некоторых муниципалитетах с этим есть проблемы. Власти не всегда считают целесообразным брать стоянки на баланс и обслуживать их. А нам бы хотелось, чтобы эта инфраструктура поддерживалась в работоспособном состоянии не год, не два и не три», – сказал замминистра.
Татьяна Миролюбова предложила продолжить обсуждение вопросов туристической инфраструктуры на рабочем совещании с участием представителей муниципалитетов.
Региональное министерство по туризму и молодежной политике оценило маршруты сплавов по рекам Пермского края с точки зрения транспортной доступности, обеспечения связью и качества вывоза мусора. Стоянке в поселке Кын (Лысьвенский округ) можно поставить «плюс» почти по всем параметрам. Но уменьшает турпоток необходимость 50 км ехать по грунтовой дороге. Сотовой связью не обеспечен только один стартовый пункт турмаршрута – Усть-Койва (Горнозаводский округ). В поселке работает лишь спутниковый телефон. К стоянке ведет грунтовая дорога, которая страдает от лесовозов, договор на вывоз мусора не заключен. Еще одна точка, откуда не организован вывоз отходов, находится в Красновишерском округе. Зато туристы могут добраться туда по асфальтовой дороге почти до самой реки. Проезд на автобусе возможен до поселка Усьва (Гремячинский округ) и до стоянки в пригороде Чусового.