На последнем заседании думы депутаты обсудили дополнительные льготы на проезд и итоги первого года транспортной реформы. Дмитрий Васильевич, как вы оцениваете результаты работы отрасли? Как коррелируют между собой желание сократить кассовый разрыв и принятие дополнительных льгот?
– Надо понимать, что источников финансирования отрасли только два – «карман пассажира», то есть плата за проезд, либо дотации бюджета. Мы сейчас идем по второму пути. Работает комиссия по контролю за транспортной реформой, ее участники очень глубоко погружены в тему и тесно взаимодействуют с администрацией города. Искали разные варианты сокращения кассового разрыва: управление расписанием, изменение объема работы перевозчиков, но проблемы с экономикой остались.
Есть субъективные причины. Несколько раз сменились кураторы транспортной сферы – это плохо, преемственность очень важна. К сожалению, по-прежнему не внедрена в полной мере автоматическая система учета пассажиропотока (АСУП). Уже долго мы добиваемся этого от администрации, потому что АСУП – это, по сути, весы, которые должны показать, сколько людей перевозит общественный транспорт. На старте реформы полноценных эмпирических данных не было, что позволяет чиновникам при непопадании в прогнозные данные ссылаться на пандемию и другие внешние причины.
Но и об объективных факторах забывать не нужно, когда говорим о финансовой стороне вопроса. В контракты с перевозчиками заложены высокие требования к подвижному составу, введены бесплатные пересадки. Опыт других городов также показывает, что транспортная отрасль не обходится без дотаций. Конечно, нужно стремиться к снижению нагрузки на бюджет, но делать это аккуратно, не огульно, не волюнтаристски.
Насколько новые льготы могут увеличить расходы бюджета?
– В случае введения бесплатного проезда для младших школьников объем выпадающих доходов бюджета, по расчетам администрации, составит 50,8 млн рублей за сентябрь-декабрь 2021 года, то есть более 200 млн рублей в год. Сумма немалая, но и льгота – как никогда актуальная. Она укладывается в логику федерального законодательства, которым введен запрет на высадку детей-безбилетников из общественного транспорта.
Вторая льгота, которая обсуждается, – предоставление бесплатного проезда пенсионерам в выходные и нерабочие праздничные дни. По предварительным расчетам, нагрузка на бюджет составит 300 млн рублей в год. Это достаточно условная цифра, так как сейчас затруднительно сказать, сколько человек станут пользоваться бесплатным проездом по выходным и насколько активно. Поэтому тема льготного проезда для пенсионеров требует дополнительной проработки.
Тема предоставления льготного проезда обсуждается не только на городской площадке, но и на региональном уровне. Не раз она поднималась на совещаниях у губернатора Пермского края, и он разделяет значимость вопроса. Нужен обстоятельный и прагматичный подход. Ждем точных расчетов от администрации Перми.
В Перми с 1 июня многодетные семьи смогут два часа бесплатно пользоваться платной парковкойОдин из городских проектов, вызывающих дискуссии, – реновация Комсомольского проспекта. Не раз автомобилисты выказывали недовольство сокращением числа парковочных мест. Как вы оцениваете эти изменения?
– Комсомольский проспект является одной из главных артерий города, это лицо Перми. И центр города не должен загромождаться автомобилями. Парковочных мест действительно станет меньше, но их не ликвидируют совсем, а упорядочат. Машину можно будет оставить на перпендикулярных Комсомольскому проспекту улицах. На Октябрьской площади парковочное пространство сохранится, хотя также станет меньше.
Это осознанное и целенаправленное решение – отдать приоритет пешеходам. Идеология такая: по центру надо передвигаться в первую очередь пешком и на общественном транспорте. Конечно, для этого он должен быть удобным. Возвращаясь к транспортной реформе, основные преобразования произошли, но это не значит, что дальше изменений не будет. Маршрутная сеть, тарифное меню – это не догма, корректировки в соответствии с потребностями пассажиров необходимы.
В логике развития общественного транспорта – создание перехватывающих, внеуличных парковок. В этом году они должны у нас появиться. Думаю, когда обновление Комсомольского проспекта завершится, большинство пермяков оценят новое общественное пространство. Взять, к примеру, набережную – пока ее не благоустроили, там не было столько гуляющих людей, как сейчас. А теперь речь уже идет о необходимости ее продления.
Вы упомянули перехватывающие парковки. Что известно о планах по их созданию?
– Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры города Перми на 2020-2022 годы предусматривает создание в 2021 году не менее четырех плоскостных муниципальных парковок (в том числе перехватывающей), в 2022-м – не менее девяти. В ПКРТИ определены и возможные места для размещения перехватывающих парковок. Например, участок площадью 9 тыс. кв. м на пересечении улиц Лермонтова и Маршала Жукова, где можно создать порядка 400 парковочных мест. На текущий момент выбор в пользу того или иного места для организации перехватывающей парковки не сделан, администрация города проводит предварительную работу.
Есть два варианта – либо муниципалитет оборудует парковки за свой счет, далее станет эксплуатировать их и получать доход, либо привлечет подрядчика, который вложит средства в оборудование и будет содержать парковку. Какой подход вам ближе?
– Нужно просчитывать все варианты. Привлечение частных инвестиций для развития города – это хорошо, так как дополнительные деньги позволят сделать больший объем работ в условиях ограниченности бюджета. Кроме того, само развитие бизнеса – это дополнительные налоговые поступления. Но всегда важно соблюдать баланс между интересами муниципалитета и бизнеса. Если будет вариант, при котором создание внеуличных парковок окажется выгодно обеим сторонам, – великолепно. Если такого инвестора не найдется – бизнес посчитает доходность слишком низкой, возникнут еще какие-то сложности, значит, придется решать этот вопрос самим. В любом случае он уже назрел: количество автомобилей растет, и нужно регулировать их размещение в центре города.