Автор: Анна Лобанова
Начал печальный парад закрытий гастрономических проектов Эльнар Мансуров, основатель кафе Mishka.Food. В феврале 2021 года, спустя шесть с половиной лет работы, он объявил о закрытии заведения. Mishka.Food славился блюдами из локальных продуктов, бургерами, пастой ручной работы и хлебом.
Г-н Мансуров объяснил прекращение работы кафе, несмотря на его прибыльность, тем, что команда основателей переросла проект: «Не хочу быть привязанным к городу, мы станем еще более мобильными и подвижными. Хотим и дальше быть в гастрономии, но в ином качестве, связанном больше с тревел».
Сейчас на месте Mishka.Food по ул. Осинской, 19 работает кафе «Домик» от создателей проекта «Дом Демидовых».
Еще одно пространство общепита, которое сменило «гастрономического» владельца, – точка по ул. Николая Островского, 76б. Там располагался ресторан китайской кухни inПекin. В мае команда заведения объявила о временном приостановлении работы. Это произошло из-за серьезных ограничений в транспортном сообщении между Россией, Китаем и Вьетнамом. Позднее стало известно, что проект закрылся навсегда. На этом месте готовится к открытию новое заведение – «Островский». Его создатели – основатели ресторана-клуба «Кама».
Покинуло пермский рынок общепита и кафе паназиатской кухни «Белый слон». Гастрономический проект запустили в 2017 году, он проработал четыре года вблизи гипермаркета «Семья». Закрытие произошло по техническим причинам, сообщили владельцы в социальных сетях, не поясняя, что имеется в виду. «Мы будем надеяться и стремиться когда-нибудь возродить кафе в новом обличье», – рассказали авторы проекта. В комментариях в социальных сетях один из подписчиков сообщил, что пространство кафе затопило во время одного из июльских ливней.
Одно из громких закрытий июня – ресторан Francesco trattoria. Заведение открылось в Перми в 2010 году и проработало более 10 лет. Команда проекта на сайте указала, что причиной остановки работы послужили сложности с арендой. «Нам не продлили аренду, и мы вынуждены закрыться. Десять с половиной лет пролетели как мгновение. Очень надеемся, что нам удалось оставить гастрономический след на карте Перми и добрую память в сердцах жителей и гостей нашего города», – пишет команда заведения.
Фото: Francesco trattoria//ВКонтакте.
Последний месяц работает ресторан Gastroport, который разместился на Digital Port вблизи набережной Камы. Гости могут успеть посетить заведение до 31 июля. Команда проекта не разглашает причины прекращения работы и пишет в социальных сетях: «Дальнейшая судьба площадки нам неизвестна». Gastroport уже закрывался на технический ремонт в 2016 году. Тогда команда шеф-поваров во главе с Евгением Поповым покинула ресторан. Источники утверждали, что причиной стали сложные отношения с руководством.
Пострадали от пандемии и несколько заведений, которые ориентируются на алкогольные напитки. Весной в центре Перми закрылся бар «Наступило время пива». Собственник проекта тогда прокомментировал Business Class, что причина такого решения – стечение обстоятельств. Первая точка «Наступило время пива» открылась в краевой столице в 2017 году. Бар позиционировал себя как локальное заведение с местной кухней и напитками со всего мира.
Еще одна потеря на рынке общепита Перми – винный бар Brut. Он находился на ул. Сибирской, 30. В социальных сетях заведения и «2ГИС» сообщается, что филиал временно закрыт и вернется к работе через некоторое время. «Будем ждать вас в новом формате, с новыми эмоциями, с самыми лучшими винами и закусками!» – написала команда Brut в Instagram. Точной даты открытия бара нет. Сейчас пространство заведения пустует – оно сдается в аренду.
Фото:@bar.brut.perm// Instagram.
Алевтина Тютикова, ресайп девелопер, шеф и владелица чуфальни «НатАли», шеф и совладелец бывших Sister's Bar и «Арбузный сахар» в Перми:
«Яркие гастрономические проекты живут три года. Это то идеальное время, когда их авторы либо попали в тренд, либо в положительную экономическую ситуацию. Когда пережито либо первое либо второе, окупились вложения и воспитана команда - нужно снова адаптировать свой проект под новую ситуацию, - будь то дизайн, концепция кухни или общая реформа. Если вы ведете легальный бизнес в сфере ресторанной индустрии, то знаете, что самое дорогое в бюджете общепита – персонал. Создается ощущение, что до сих пор прекращает деятельность бизнес, у которого до первого локдауна было не все гладко с точки зрения отношений с пенсионным и страховыми фондами: как результат – они не смогли получить финансовую поддержку от государства. Полагаю, что в течение двух лет заведения в Перми продолжат закрываться. До пандемии условный потребитель услуг общепита «курсировал» между заведениями. Сейчас, — в условиях сокращения доходов населения в том числе, —в рестораны возвращается только абсолютно лояльный клиент. Именно лояльность в настоящее время определяет по большей части определяет экономику заведений».
В первом полугодии 2021 года уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае Павел Новоселов получил 35 обращений от субъектов предпринимательской деятельности сферы общественного питания. Больше всего людей интересует, будут ли вводиться новые ограничения, ведь сфера общественного питания первая попадает под удар при усилении противоковидных мер.В Пермском крае впервые за долгое время вырос оборот общественного питания
«Пока, к счастью, каких-либо жестких мер по отношению к заведениям общепита мы в Пермском крае не наблюдаем, но мы должны понимать, что ситуация может очень быстро измениться, если произойдет резкий рост заболеваемости. И тогда нельзя исключать и введения QR-кодов на посещение ресторанов, кафе и частичного закрытия этого сегмента бизнеса и других не очень приятных мер со стороны органов власти. Бизнес готов на все условия по противодействию пандемии, если они позволят ему работать. Все предпринимаемые властями меры должны быть направлены на борьбу с пандемией, а не на создание новых квестов для предпринимателей», – прокомментировал Business Class Павел Новоселов.